ТАШКЕНТ, 6 июн — Sputnik, Рубен Гарсия. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) частично сворачивает свою работу в Таджикистане. С 1 июля 2017 года присутствие ОБСЕ в республике будет ограничено Программным офисом в Душанбе, отделения в других городах РТ будут закрыты.
Причина, по которой организация сокращает присутствие в Таджикистане, вовсе не является секретом.
На тот момент ПИВТ уже давно была вне закона в РТ, а ее руководители обвинялись в попытке вооруженного мятежа. Соответственно, официальный Душанбе расценил участие в мероприятии членов партии как осознанную провокацию со стороны ОБСЕ, и таджикская делегация демонстративно покинула совещание.
А в мае 2017 года представители Генпрокуратуры, МВД, ГКНБ и некоторых общественных организаций Таджикистана без объяснения причин отказались участвовать в совещании ОБСЕ, посвященном борьбе с терроризмом — теме, которую Душанбе редко обходит стороной.
Тогда приглашенный на заседание Жогорку Кенеша экс-депутат парламента Кыдыржан Бытыров, заочно осужденный на пожизненное заключение в КР, с трибуны обвинил президента Алмазбека Атамбаева в незаконном изменении Конституции, узурпации власти, а само правительство — в геноциде узбеков, проживающих в республике.
Разумеется, такое заявление вызвало бурное негодование со стороны кыргызстанского парламента, а в отношении ОБСЕ власти приняли меры, аналогичные таджикским: изменили статус присутствия в республике, преобразовав головной центр в Бишкеке.
"Честно говоря, эта ситуация не нова. В последнее время нередки претензии к международным организациям, занимающимся правозащитной тематикой или экспертными оценками политического процесса на постсоветском пространстве. Многих не устраивает ситуация, что через них можно оказывать давление на государства с целью изменить их политику в нужном направлении", — отмечает Аждар Куртов, эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) по странам СНГ.
И на самом деле, в декабре 2016-го ни одна из стран Центральной Азии не приняла у себя конференцию ОБСЕ по вопросам свободы слова, и поэтому форум был проведен в Вене. Не сделали этого даже Узбекистан и Казахстан, представители которых позже официально приняли участие в конференции.
В поисках золотой середины
И все-таки, с чем же связано такое недоверие центральноазиатских властей к ОБСЕ? "До "цветной революции" в КР и андижанских событий в 2005 году (массовые беспорядки в узбекистанском городе Андижане, в ходе которых погибли как минимум 180 человек. — Прим. ред.) во всей ЦА доминировала идея об абсолютном благе правозащитных организаций.
По его мнению, с этого момента и начинается некоторый поворот во взглядах на деятельность правозащитных организаций в целом.
"ЦА стала ареной борьбы двух концепций для региональных властей: с одной стороны — верность общим ценностям западной демократии, с другой — принцип невмешательства во внутренние дела друг друга. Политики ЦА ищут золотую середину", — пояснил Мамадазимов Sputnik Таджикистан.
Что касается частных претензий, то у властей обычно существуют вопросы к тому, как ОБСЕ освещает выборы в той или иной стране. По мнению экспертов, если голосование проходит в странах, скажем, Восточной Европы, то ОБСЕ часто даже не посылает свои долгосрочные миссии для анализа этих выборов. По-видимому, считая, что практически в любой части европейского континента электоральный процесс абсолютно прозрачен по умолчанию, что не вполне соответствует истине.
Понятное дело, что руководству любой из республик Центральной Азии такая характеристика их деятельности не слишком нравится.
"Мотивация властей вполне понятна: никто не любит вмешательства во внутренние дела государства. Этого не любят и на постсоветском пространстве, этого не любят и в США, где очень неохотно пускают на выборы наблюдателей из других стран", — добавляет Аждар Куртов.
По его словам, если бы ОБСЕ хотела продолжать активно работать в ЦА, то организации стоило бы учитывать местные реалии и искать компромиссы с властями, а не конфликта. Действительно, ОБСЕ — организация довольно бюрократизированная, в принципе, готовая к тесному сотрудничеству с чиновниками, даже при расхождении во взглядах.
"Никакой трагедии в понижении статуса ОБСЕ нет. Просто будет сокращено количество программ, которые данная организация осуществляет в республике", — подчеркивает Куртов. Однако если абстрагироваться от вопросов чистой политики, влияния на общественное мнение и прочих закулисных игр, новость это плохая.
Дело в том, что у ОБСЕ в том же Таджикистане, равно как и в других республиках, вполне успешно действуют не только околовоенные, типа противодействия терроризму, но и гуманитарные проекты: защита окружающей среды, работа с молодежью, борьба с бедностью, защита прав женщин и так далее. И проекты эти, как бы к ним ни относились власти ЦА, определенно способствовали развитию гражданского общества в регионе.
"Большая игра" на новый лад
Стоит отметить, что ситуация вокруг ПИВТ сумела поссорить Таджикистан не только с международными организациями, но и с давним союзником Ираном, с которым у РТ существуют многовековые культурно-исторические связи.
В последние два года с обеих сторон сыплются взаимные претензии, упреки и дипломатические колкости, чем не преминул воспользоваться главный конкурент Ирана — Саудовская Аравия. Монаршая династия саудитов с готовностью протянула руку дружбы правительству РТ, предложив обширные кредиты и инвестиции в обмен на лояльность политике Эр-Рияда.
Еще один игрок на центральноазиатской арене — Китай — старается укрепить свои позиции в Таджикистане, вовсе не прибегая к явным политическим заигрываниям, а попросту скупая на корню предприятия в стране и выступая главным инвестором таджикской экономики.
В этом смысле единственный конкурент Поднебесной — Россия, чье присутствие в республике ограничивается 201-й военной базой и рядом совместных российско-таджикских торговых и энергетических проектов. Возвращаясь к деятельности ОБСЕ в других частях постсоветского пространства, в частности, Закавказья, тут любопытно взглянуть на ситуацию с Арменией.
Для официального Баку разминирование территорий Нагорного Карабаха, где в последние полтора года наблюдается эскалация конфликта с постоянными перестрелками и применением тяжелых вооружений, является военно-политической деятельностью "на оккупированных территориях".
Причем у самого Азербайджана позиция весьма двойственная. Баку поддерживает упреки в адрес ОБСЕ, если это касается собственных выборов, но при этом азербайджанская дипломатия последовательно добивается на международных площадках резолюции осуждения политики Армении. И теперь ОБСЕ, которую, к слову, каждая из сторон обвиняла в недостаточной эффективности, под давлением Баку уходит из страны.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.