Ж/д участок из РУз в Таджикистан окупится за счет товаров из Китая

© Sputnik / Юрий Лашов / Перейти в фотобанкУчасток железнодорожного пути, архивное фото
Участок железнодорожного пути, архивное фото - Sputnik Узбекистан
Подписаться
Эксперты считают, что строительство нового участка железнодорожного сообщения между Таджикистаном и Узбекистаном экономически невыгодно, но ситуацию можно изменить, внедрив льготные условия транзита

ТАШКЕНТ, 11 авг — Sputnik. Строительство дополнительного участка железной дороги между Таджикистаном и Узбекистаном экономически невыгодно, заявил зампред правления "Узбекских железных дорог" (УЖД) Даврон Дехканов, отвечая на вопрос, соединят ли новые рельсы две соседние республики.

Доводы Дехканова вполне убедительны: грузы доставляются вовремя, никаких задержек нет, как и потребности в строительстве новых веток.

Железная дорога в Таджикистане - Sputnik Узбекистан
Ташкент: нет смысла строить новые ж/д участки из РУз в Таджикистан
И хотя Ташкент, судя по всему, не планирует прокладывать новые пути в сторону Таджикистана, тем не менее страна готова использовать весь существующий логистический потенциал и загружать рельсы по полной, предлагая Таджикистану льготные условия перевозок.

Так, РУз предоставила Таджикистану скидку в 40 процентов на перевозку грузов по узбекистанскому участку железной дороги.

О том, чем еще заполнить вагоны, идущие в сторону Ташкента и как сделать более прибыльным железнодорожное сообщение между государствами, Sputnik Таджикистан рассказала руководитель сектора экономического развития постсоветских стран ЦПИ Института экономики РАН Елена Кузьмина.

Даешь ширпотреб

"Экспортные группы товаров у двух стран примерно одинаковые. Потому Узбекистан заинтересован не столько в расширении товарооборота, сколько в увеличении транзитного потока на территории страны", — отмечает экономист.

И хотя товарооборот между Таджикистаном и Узбекистаном по итогам первого полугодия по сравнению с аналогичным периодом 2016 года увеличился в два раза, речь идет в основном о приграничной торговле, где перевозки осуществляются грузовыми фурами, а не вереницами товарных вагонов.

Работы на железной дороге - Sputnik Узбекистан
Китай, Кыргызстан и Узбекистан хотят построить общую железную дорогу
Соответственно, Таджикистану выгодно отгружать те товары, которых нет ни в РТ, ни в РУз. Речь идет в первую очередь о продукции китайского производства. Здесь стоит отметить, что именно КНР является основным зарубежным инвестором крупных логистических проектов на территории республики.

"Учитывая, где и с кем предполагается строить эти железные дороги, можно предположить, что основу товарооборота составят китайский ширпотреб (товары широкого потребления) и товары народного потребления. Наиболее востребованная дешевая продукция будет оседать в том числе и в Узбекистане", — пояснила Елена Кузьмина Sputnik Таджикистан.

Причем везти продукцию Китая вглубь страны особого смысла нет, так как значительная часть товаров из Поднебесной попадает в Узбекистан через границу с Кыргызстаном и Казахстаном.

Сделать билеты дешевле

Загрузить железную дорогу можно не только за счет перевозки грузов. Пассажирские перевозки смогут приносить больше дохода в казну обеих стран, но только в том случае, если путешествие на поезде будет обходиться пассажирам дешевле и станет удобнее, чем иные виды транспорта.

"Пассажиропоток может увеличиться, хоть и незначительно, только в одном случае — если для граждан будет упрощено пересечение границы", — считает экономист.

Грузовые вагоны - Sputnik Узбекистан
Узбекистан предоставил Таджикистану большую скидку на транзит грузов
Сейчас на узбекско-таджикской границе действует несколько межгосударственных железнодорожных пограничных переходов — в Ферганской, Ташкентской и Сурхандарьинской областях.

Напомним, в феврале 2017 года власти Узбекистана направили Таджикистану предложение по открытию железнодорожного сообщения между республиками на участке Амузанг — Галаба. Причем узбекистанская сторона в лице главного инженера УЖД Хуснитдина Хосилова подчеркивала, что прокладывать пути только ради пассажирских перевозок попросту нецелесообразно.

Ранее страны рассматривали идею открытия железнодорожного сообщения через Узбекистан в Россию по маршруту Душанбе — Пахтаабад — Бойсун — Карши — Тошгузар в обход Туркменистана.

Правда, эта идея вызвала негодование Ашхабада, где подчеркнули, что такие транспортные планы сильно вредят дружеским туркмено-таджикским связям и сотрудничеству.

Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.

Лента новостей
0