Одно из самых ярких воспоминаний моего детства — походы с отцом за покупками на базар. Официально он именовался Колхозный рынок Железнодорожного района Душанбе, но иначе как "Зеленый" его никто никогда не называл. О судьбе этого известного места вспоминает колумнист Sputnik Таджикистан.
Мне тогда было лет пять, и отец держал меня за руку, чтобы не потерять в бурлящем людском водовороте. А потеряться было очень легко, ибо я без устали вертел головой по сторонам, широко раскрыв рот. Да и как было не засмотреться на желто-зеленые горы дынь и арбузов, пирамиды сочных яблок и груш, эмалированные тазы с вываливающимся за края виноградом самых причудливых цветов, разнотравье укропа, петрушки, кинзы и прочей зелени. И над всем этим царит несмолкаемый гул вечного соперничества продавец-покупатель.
Отец любил и умел торговаться. Его фирменным приемом было сбить торговца с толку первым же вопросом. Подбрасывая в руке огромный, тугой, круглобокий помидор сорта "юсуфи" (в девичестве "бычье сердце"), он на полном серьезе вопрошал: "Почем метр помидоров?".
Впавший в когнитивный диссонанс колхозник (а тогда на базарах торговали именно колхозники) мучительно соображал, как можно продавать помидоры метрами. По прошествии минуты-другой до него доходил смысл шутки и он называл цену, попутно расплываясь в улыбке.
И тут отец делал контрольный выстрел: "Это новыми или старыми?". И хотя денежная реформа прошла как минимум десятилетия тому назад, память о ней была высечена скрижалями в умах трудового народа. Все, противник был покорен, и отец брал понравившийся товар по своей цене, причем "при полном непротивлении сторон".
Ныне высокое искусство торговли утрачено безвозвратно, оккупировавшие рынки перекупщики отличаются отсутствием чувства юмора, которое с успехом заменил калькулятор. Рассмешить бездушный прибор, а значит, получить солидную скидку, не удается никому.
Изменился и внешний вид прилавков. Тогда у каждого дехканина на видном месте стоял выставочный образец его товара, который он сам предлагал на пробу. Пробежавшись по базару, можно было наесться досыта, так ничего и не купив. Сейчас у всех стоят китайские электронные весы, до миллиграмма подсчитывающие объем приобретенного продукта и количество наличности, покидающей кошелек покупателя.
Еще один раздражающий признак современного рынка — огромное число тележечников, обступающих посетителей кучной толпой буквально с первых шагов. Пацаны начального школьного возраста и зрелые мужики не дают прохода, наперебой предлагая свои услуги по перевозке продуктов до автомашины или маршрутки.
Много и "диких" торговцев, раскладывающих свой товар прямо на земле, вдоль дорог, идущих к рынку. Цены у них пониже, чем внутри базара, но вот экологическая ценность овощей и фруктов, принимающих на себя пыль и выхлопы проезжающих в считаных метрах машин, более чем сомнительна.
Возможно, весь этот букет дурнопахнущих проблем и побудил администрацию Душанбе принять решение о закрытии рынка "Шохмансур" (он же "Зеленый") и переносе его на новое место. Хотя в сетевом сообществе мнения на этот счет высказываются самые разные.
Одни поддерживают такое решение столичной мэрии, не сомневаясь, что на новом месте прежних проколов не допустят. Другие уверены, что кому-то из властителей просто понадобился свободный участок дефицитной земли, расположенный на пересечении многолюдных городских трасс и натоптанный сотнями тысяч ног душанбинцев.
Однако, побывав на новом месте дислокации бывшего "Зеленого" базара, я усомнился в правоте первой группы комментаторов. Рынок "Мехргон" (в девичестве "Пойтахт-90") мало приспособлен для приема такого количества торговцев.
Отправка половины продавцов с "Зеленого" на другой базар, расположенный на восточной окраине столицы, проблему не решила. Ограниченность территории сподвигла власти на срочное возведение временных навесов, но это дело не завтрашнего дня.
Так же обстоит и с удобством потенциальных посетителей. Отсутствие оборудованных парковок для автомобилей стало причиной транспортного хаоса, машины раскиданы вдоль рынка в вялотекущем беспорядочном движении.
Закаленные в рыночных реалиях бойцы не без основания полагают, что руководство нового (построенного в 2014 году) базара изыщет способ компенсировать свои финансовые потери по истечении срока индульгенции.
Но какой бы ни была истинная причина ликвидации "Зеленого" базара, мне, как коренному душанбинцу, искренне жаль, что она состоялась. С этим рынком связаны мои светлые воспоминания, и не только детские.
Я помню восхищение знакомого профессора из Берлина, купившего с моей помощью здесь роскошный чапан. Помню мечтательную улыбку известной всему Союзу Светланы Сорокиной, нюхающей лимон, привезенный мной с "Зеленого", и ее дрогнувший голос: "Запах детства…".
Оказывается, отец теледивы служил в Пянджском погранотряде, и аромат уникальных лимонов Вахшской долины вернул ее в босоногий период жизни.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.