Россия

Восток - дело тонкое, или Почему узбечки рисуют брови на переносице

Узбекские старинные наряды и украшения можно увидеть на выставке "Восток. Другая красота" в Музее Востока в Москве.

Это прежде всего экспозиция одежды и украшений, которые женщины Центральной Азии носили на рубеже XIX и XX веков. Корреспондент Sputnik Мария Шелудякова разузнала, почему большинство нарядов были красного цвета и какие украшения кому полагалось носить.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова - Sputnik Узбекистан
Захарова об узбекском наряде: он очень поднимает настроение

Старший сотрудник Музея Востока Вера Мясина объяснила, почему на выставке представлены узбекские, туркменские и таджикские одежды конца XIX века. Более ранние предметы гардероба не сохранились даже в странах Центральной Азии, там платья и юбки обычно занашивались до дыр.

Мария Захарова вновь вышла в свет в узбекском чапане

На протяжении многих десятилетий сотрудники музея организовывали масштабные экспедиции в регион  – покупали интересные одежды, украшения и старинные предметы быта у таджиков, узбеков, кыргызов и казахов, которые охотно шли на такие сделки и продавали старые, поношенные вещи. А теперь их ценность многократно выросла.

© Sputnik / Стас ЭтвешТаджикская и узбекская традиционная одежда конца XIX века почти не отличается. В те времена население крупных городов Центральной Азии было смешанным. Покрой у платьев таджичек и узбечек абсолютно одинаковый: они кроились из одного полотнища, ткань сгибалась, делалось отверстие для шеи, а рукава получались прямыми. Все носили платья широкого покроя.
Экспозиция Восток. Другая красота в Государственном музее Востока в Москве  - Sputnik Узбекистан
1/17
Таджикская и узбекская традиционная одежда конца XIX века почти не отличается. В те времена население крупных городов Центральной Азии было смешанным. Покрой у платьев таджичек и узбечек абсолютно одинаковый: они кроились из одного полотнища, ткань сгибалась, делалось отверстие для шеи, а рукава получались прямыми. Все носили платья широкого покроя.
© Sputnik / Стас ЭтвешА вот украшения женщины Центральной Азии предпочитали разные. Это туркменские подвески, перепутать их с узбекскими невозможно. Они отличаются тяжеловесностью, крупными формами, лаконичными узорами. Камни туркмены подбирали исключительно красных оттенков – красный символизирует природу, а женщины дарят жизнь. Из всех полудрагоценных камней они выбирали сердолик, потому что считалось, что обереги с этим камнем способствуют деторождению и защищают от злых духов.
Экспозиция Восток. Другая красота в Государственном музее Востока в Москве  - Sputnik Узбекистан
2/17
А вот украшения женщины Центральной Азии предпочитали разные. Это туркменские подвески, перепутать их с узбекскими невозможно. Они отличаются тяжеловесностью, крупными формами, лаконичными узорами. Камни туркмены подбирали исключительно красных оттенков – красный символизирует природу, а женщины дарят жизнь. Из всех полудрагоценных камней они выбирали сердолик, потому что считалось, что обереги с этим камнем способствуют деторождению и защищают от злых духов.
© Sputnik / Стас ЭтвешДумаете, что эти подвески напоминают сердце? Ошибаетесь. Такие украшения символизируют наконечники стрел. По старинным поверьям, все острые предметы – самые мощные амулеты. Количество таких "стрел" на подвеске намекало на то, сколько в семье планировалось детей. Они также часто вышивались и на одеждах как декоративный элемент. Обычно таджички или узбечки заплетали четыре косы, а перед свадебным обрядом их переплетали в две косы, которые потом соединялись в одну косу – стрелу.
Экспозиция Восток. Другая красота в Государственном музее Востока в Москве  - Sputnik Узбекистан
3/17
Думаете, что эти подвески напоминают сердце? Ошибаетесь. Такие украшения символизируют наконечники стрел. По старинным поверьям, все острые предметы – самые мощные амулеты. Количество таких "стрел" на подвеске намекало на то, сколько в семье планировалось детей. Они также часто вышивались и на одеждах как декоративный элемент. Обычно таджички или узбечки заплетали четыре косы, а перед свадебным обрядом их переплетали в две косы, которые потом соединялись в одну косу – стрелу.
© Sputnik / Стас ЭтвешБрачный наряд обязательно был красным. Это свадебное платье из плотного шелка, нашивки и бляшки сделаны из серебра. Вышивка обрамляет края платья и рукава. Помимо свадебного туалета в этот ансамбль включались и украшения. Без них ни одна женщина в Центральной Азии на люди не выходила. Подвески надевали не из-за красоты, они имели магическое значение.
Экспозиция Восток. Другая красота в Государственном музее Востока в Москве  - Sputnik Узбекистан
4/17
Брачный наряд обязательно был красным. Это свадебное платье из плотного шелка, нашивки и бляшки сделаны из серебра. Вышивка обрамляет края платья и рукава. Помимо свадебного туалета в этот ансамбль включались и украшения. Без них ни одна женщина в Центральной Азии на люди не выходила. Подвески надевали не из-за красоты, они имели магическое значение.
© Sputnik / Стас ЭтвешСогласно поверьям, украшения защищают уязвимые части тела женщины. Нос, уши защищали подвески, лоб – головные уборы, шею, руки и плечи спасала вышивка. Получалось, что девушки с головы до ног были окутаны оберегами. Их носили не только женщины, но и дети. Считалось, что в раннем возрасте они могли подвергаться воздействиям злых сил и их надо оберегать от сглаза.
Экспозиция Восток. Другая красота в Государственном музее Востока в Москве  - Sputnik Узбекистан
5/17
Согласно поверьям, украшения защищают уязвимые части тела женщины. Нос, уши защищали подвески, лоб – головные уборы, шею, руки и плечи спасала вышивка. Получалось, что девушки с головы до ног были окутаны оберегами. Их носили не только женщины, но и дети. Считалось, что в раннем возрасте они могли подвергаться воздействиям злых сил и их надо оберегать от сглаза.
© Sputnik / Стас ЭтвешОдин из признаков узбекской или таджикской красавицы – сросшиеся на переносице брови. Если у девочки брови не росли, их рисовали краской из горчичного дерева. В украшениях часто использовался намек на роскошные брови – вот эти, например, напоминают крылья лебедя. Узбеки всегда предпочитали использовать в украшениях кораллы и бирюзу, - голубой цвет притягивает удачу.
Экспозиция Восток. Другая красота в Государственном музее Востока в Москве  - Sputnik Узбекистан
6/17
Один из признаков узбекской или таджикской красавицы – сросшиеся на переносице брови. Если у девочки брови не росли, их рисовали краской из горчичного дерева. В украшениях часто использовался намек на роскошные брови – вот эти, например, напоминают крылья лебедя. Узбеки всегда предпочитали использовать в украшениях кораллы и бирюзу, - голубой цвет притягивает удачу.
© Sputnik / Стас ЭтвешДо свадьбы девочки могли носить такие шапочки, куда обязательно вставляли султан из перьев филина. В Центральной Азии девушек рано выдавали замуж. Иногда сватали прямо в колыбели, а по достижении половой зрелости отдавали в семью мужа. Все зависело от состоятельности семьи. У кочевников был положен калым – определенное количество овец, баранов или верблюдов. Обычно с будущим мужем договаривались так: "пока не выплатишь калым, свадьбы не будет". Иногда свадьбу без калыма все же играли, но невеста до выплаты возвращалась в родительский дом.
Экспозиция Восток. Другая красота в Государственном музее Востока в Москве  - Sputnik Узбекистан
7/17
До свадьбы девочки могли носить такие шапочки, куда обязательно вставляли султан из перьев филина. В Центральной Азии девушек рано выдавали замуж. Иногда сватали прямо в колыбели, а по достижении половой зрелости отдавали в семью мужа. Все зависело от состоятельности семьи. У кочевников был положен калым – определенное количество овец, баранов или верблюдов. Обычно с будущим мужем договаривались так: "пока не выплатишь калым, свадьбы не будет". Иногда свадьбу без калыма все же играли, но невеста до выплаты возвращалась в родительский дом.
© Sputnik / Стас ЭтвешДевушки в Центральной Азии красивые, стройные, с красивыми черными глазами и густыми роскошными волосами. У всех кочевых народов ценились стройные женщины. В зажиточных семьях многие после замужества полнели, но до свадьбы были гибкие, как лоза.
Экспозиция Восток. Другая красота в Государственном музее Востока в Москве - Sputnik Узбекистан
8/17
Девушки в Центральной Азии красивые, стройные, с красивыми черными глазами и густыми роскошными волосами. У всех кочевых народов ценились стройные женщины. В зажиточных семьях многие после замужества полнели, но до свадьбы были гибкие, как лоза.
© Sputnik / Стас ЭтвешУзбекские паранджи состоят из двух частей: сетки из черного конского волоса и халата. Многие считают, что паранджа – это черная сетка. На самом деле это халат из хлопчатобумажной ткани. Интересно, что паранджа вошла в массовый обиход и стала обязательной формой одежды для женщин только в конце XIX века. Раньше женщины спокойно выходили на улицу, накинув на плечи халаты мужа или сына. Паранджи в это время носили только в крупных городах вроде Бухары. У них было двойное назначение: скрывать от нескромных взглядов мужчин и отпугивать враждебные силы. Но это было время, когда в Центральной Азии процветали доисламские верования.
Экспозиция Восток. Другая красота в Государственном музее Востока в Москве  - Sputnik Узбекистан
9/17
Узбекские паранджи состоят из двух частей: сетки из черного конского волоса и халата. Многие считают, что паранджа – это черная сетка. На самом деле это халат из хлопчатобумажной ткани. Интересно, что паранджа вошла в массовый обиход и стала обязательной формой одежды для женщин только в конце XIX века. Раньше женщины спокойно выходили на улицу, накинув на плечи халаты мужа или сына. Паранджи в это время носили только в крупных городах вроде Бухары. У них было двойное назначение: скрывать от нескромных взглядов мужчин и отпугивать враждебные силы. Но это было время, когда в Центральной Азии процветали доисламские верования.
© Sputnik / Стас ЭтвешЗамечали ли вы, что на фотографиях Прокудина-Горского (автора первых цветных фотографий, сделанных в Центральной Азии) на женщинах только блеклые одежды - серого или бледно-голубого цвета. Женщинам это не нравилось, им хотелось выделяться. Со временем они отвоевали себе право носить паранджи лилового, зеленого, желтого цветов с узорами и тесьмой. В XX веке они начали шить одежды из более благородных сортов ткани – из китайского шелка или бархата.
Экспозиция Восток. Другая красота в Государственном музее Востока в Москве  - Sputnik Узбекистан
10/17
Замечали ли вы, что на фотографиях Прокудина-Горского (автора первых цветных фотографий, сделанных в Центральной Азии) на женщинах только блеклые одежды - серого или бледно-голубого цвета. Женщинам это не нравилось, им хотелось выделяться. Со временем они отвоевали себе право носить паранджи лилового, зеленого, желтого цветов с узорами и тесьмой. В XX веке они начали шить одежды из более благородных сортов ткани – из китайского шелка или бархата.
© Sputnik / Стас ЭтвешЭта простыня предназначалась для постели новобрачных. Она могла передаваться по наследству, поэтому поле, свободное от вышивки, было изношенным, его пришлось заменить на новое. На таких простынях часто можно найти вышитые солярные знаки, призванные оберегать семью, и изображения гранатов, символа плодородия. Цвета обязательно яркие, насыщенные, много красного.
Экспозиция Восток. Другая красота в Государственном музее Востока в Москве  - Sputnik Узбекистан
11/17
Эта простыня предназначалась для постели новобрачных. Она могла передаваться по наследству, поэтому поле, свободное от вышивки, было изношенным, его пришлось заменить на новое. На таких простынях часто можно найти вышитые солярные знаки, призванные оберегать семью, и изображения гранатов, символа плодородия. Цвета обязательно яркие, насыщенные, много красного.
© Sputnik / Стас ЭтвешЖенщины из богатых семей могли себе позволить золотые украшения. Небогатые девушки надевали подвески и кольца из меди. Неважно, дорогие украшения или нет, носить их была обязана каждая. Интересно, что с каждым годом их количество уменьшалось. Старые женщины носили только несколько колец и браслеты.
Экспозиция Восток. Другая красота в Государственном музее Востока в Москве  - Sputnik Узбекистан
12/17
Женщины из богатых семей могли себе позволить золотые украшения. Небогатые девушки надевали подвески и кольца из меди. Неважно, дорогие украшения или нет, носить их была обязана каждая. Интересно, что с каждым годом их количество уменьшалось. Старые женщины носили только несколько колец и браслеты.
© Sputnik / Стас ЭтвешВ Узбекистане женщины любили более изящные украшения, чем, к примеру, в Туркменистане.
Экспозиция Восток. Другая красота в Государственном музее Востока в Москве  - Sputnik Узбекистан
13/17
В Узбекистане женщины любили более изящные украшения, чем, к примеру, в Туркменистане.
© Sputnik / Стас ЭтвешТакие подвески-обереги, как справа, дарили молодым матерям. А круглое массивное изделие слева под серьгами – кольцо на два пальца, так называемое "кольцо свахи". Такие кольца мать невесты дарила матери жениха, чтобы к дочери лучше относились в другой семье.
Экспозиция Восток. Другая красота в Государственном музее Востока в Москве  - Sputnik Узбекистан
14/17
Такие подвески-обереги, как справа, дарили молодым матерям. А круглое массивное изделие слева под серьгами – кольцо на два пальца, так называемое "кольцо свахи". Такие кольца мать невесты дарила матери жениха, чтобы к дочери лучше относились в другой семье.
© Sputnik / Стас ЭтвешГоловной убор сделан из обычной хлопчатобумажной ткани, но он украшен бубенчиками, своим звоном отгонявшими злых духов. Носили такие шапочки в Кыргызстане. Нашивка также имела магическое значение, она отпугивала зло. Тюрбан наматывался сверху и демонстрировал социальный статус: чем объемней тюрбан, тем старше и уважаемей женщина. Похожие головные уборы носили в Казахстане.
Экспозиция Восток. Другая красота в Государственном музее Востока в Москве  - Sputnik Узбекистан
15/17
Головной убор сделан из обычной хлопчатобумажной ткани, но он украшен бубенчиками, своим звоном отгонявшими злых духов. Носили такие шапочки в Кыргызстане. Нашивка также имела магическое значение, она отпугивала зло. Тюрбан наматывался сверху и демонстрировал социальный статус: чем объемней тюрбан, тем старше и уважаемей женщина. Похожие головные уборы носили в Казахстане.
© Sputnik / Стас ЭтвешЭкспозиция "Восток. Другая красота" в Государственном музее Востока в Москве
Экспозиция Восток. Другая красота в Государственном музее Востока в Москве  - Sputnik Узбекистан
16/17
Экспозиция "Восток. Другая красота" в Государственном музее Востока в Москве
© Sputnik / Стас ЭтвешСтарший сотрудник Музея Востока Вера Мясина.
Экспозиция Восток. Другая красота в Государственном музее Востока в Москве  - Sputnik Узбекистан
17/17
Старший сотрудник Музея Востока Вера Мясина.
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社简化中文Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社繁體中文Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский