https://uz.sputniknews.ru/20210527/ukraina-rasproschalas-s-rossiyskoy-elektroenergiey-18935291.html
Украина распрощалась с российской электроэнергией
Украина распрощалась с российской электроэнергией
Sputnik Узбекистан
Вчера на заседании украинского правительства премьер-министр Денис Шмыгаль сообщил о том, что Украина прекращает импорт электроэнергии из Беларуси и России. 27.05.2021, Sputnik Узбекистан
2021-05-27T11:46+0500
2021-05-27T11:46+0500
2021-05-27T11:58+0500
электроэнергия
украина
москва
россия
https://cdn1.img.sputniknews.uz/img/07e5/02/0c/15988389_0:0:3135:1764_1920x0_80_0_0_822c973aa08625585a4fb68fcf3fba60.jpg
"Хочу отметить, что с сегодняшнего дня по инициативе Министерства энергетики принято решение о прекращении импорта электроэнергии из Республики Беларусии и Российской Федерации", — сказал Шмыгаль.Это заявление прозвучало вслед за его же словами о "вынужденном" прекращении авиасообщения с Беларусью, что якобы направлено "исключительно на безопасность украинских граждан и украинской авиации", — правда, без уточнения того, что именно тем могло бы угрожать при сохранении авиасообщения.Может показаться, что два объявленных запрета как-то связаны, но на самом деле это не так. О том, что украинские власти обязательно при первой возможности отблагодарят запретом на поставки электроэнергии Беларусь и Россию, которые зимой спасли украинскую энергосистему от коллапса, мы писали еще на пике импорта электроэнергии Украиной — в феврале. В рамках поведения украинской власти это было абсолютно предсказуемо.Украинский энергетический регулятор (Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, НКРЭКУ) принял решение о запрете импорта электроэнергии из Беларуси и России именно вчера, но готовили его загодя. В частности, Верховная рада еще в апреле, как только потеплело, внесла изменения в законодательство, которые позволяют НКРЭКУ вводить подобные ограничения (в прошлом году запрет на импорт вводила сама Рада). Законодательные изменения вступили в силу 15 мая. Потом к регулятору обратилось Министерство энергетики с предложением запретить импорт из энергосистем Беларуси и России. И уже 26 мая НКРЭКУ было принято решение о немедленном его запрете.Запрет на поставки для Беларуси означает потерю до четырех процентов от производимой в стране электроэнергии. Неприятно, но не критично. Для России же потери далеко за гранью статистической погрешности.Правда, все это без учета аварийных поставок и так называемых перетоков электроэнергии между энергосистемами. От аварийных поставок и поставок в рамках "перетоков" Украина предусмотрительно не отказывается — как не делала этого и ранее. Между тем таковые составили за четыре месяца со стороны Беларуси еще восемь ГВт*ч (за весь 2020 год — один ГВт*ч), а со стороны России — 19 ГВт*ч (59 ГВт*ч за 2020-й). С аварийными поставками и так все ясно: ими Украину нынешней зимой спасали при авариях на энергоблоках ТЭС. А вот за понятием "перетоки" скрываются фактические энергопоставки — в основном из России — в приграничные украинские населенные пункты, куда Украина, несмотря на всю свою незалежность, за 30 лет их так и не обеспечила. Причем "перетоки" между Россией и Украиной всегда имеют односторонний характер.Но вернемся к запрету более масштабных поставок.Оптовая цена на электроэнергию в энергосистеме Украины в апреле составила 42 евро/МВт-ч. Это примерно на уровне цен в Прибалтике, дороже, чем в Финляндии и Скандинавии, но несколько дешевле, чем у западных соседей Украины. При этом в прошлом году оптовые цены на Украине зачастую превышали европейские. Но в целом украинский рынок электроэнергии остается крайне несбалансированным. Никуда не делась проблема накопления долгов перед поставщиками сверхдорогой зеленой электроэнергии. Причем последние уже идут в международные суды. Государственное предприятие "Укрэнерго", которое должно заниматься балансировкой рынка, находится в жутких долгах. Причем загвоздка с дорогой зеленой электроэнергией только усугубляется строительством новых мощностей.Еще одна проблема, лежащая в основе дисбаланса, — это относительно низкий тариф на электроэнергию для населения. Сейчас он составляет 1,68 гривны/кВт*ч и действует до 1 июля. Но МВФ требует отпустить его в свободное плавание, что грозит его ростом гривен до четырех-пяти. К какой реакции со стороны населения это приведет — вполне очевидно. А ведь Зеленский относится к рейтингу даже не как политик, а как шоумен, то есть еще более трепетно. В этой связи в украинских органах власти в последние месяцы обсуждается более щадящий вариант — специальный тариф оставить, но постепенно его поднимать. Вроде бы даже согласовали этот вариант с МВФ со следующим графиком повышения: в нынешнем году до 2,5 гривны, в 2022-м — до 3,5 гривны, а в 2023 году до 4-4,5 гривны. Хотя и такое расписание политически будет реализовать очень сложно.Тем не менее в этих условиях принимается решение о запрете импорта дешевой электроэнергии, что подстегнет и рост цен на оптовом рынке (хотя бы по причине отсутствия конкурента с дешевым предложением), и увеличение дисбалансов на энергорынке в целом. А значит — еще более жестко поставит вопрос о необходимости повышения тарифа для населения.В свете же антиуглеродных инициатив Евросоюза, умноженных на безропотное следование Украины в его фарватере, рассчитывать на какой-то рост добычи не приходится в принципе. И к зиме на Украине снова наверняка сложится ситуация, когда энергосистема без внешних закупок электроэнергии просто не сможет функционировать.Впрочем, не стоит считать, что в НКРЭКУ сидят дураки. Похоже, они отчетливо понимают перспективы и не хотят нести ответственность за нехорошие последствия.Да, сейчас они дают возможность заинтересованным лицам во главе с Ринатом Ахметовым подзаработать. Дают возможность попиариться местным политикам на теме "остаточного прощавай" российско-белорусской электроэнергии.Но в то же время НКРЭКУ в своем решении ограничила запрет временными рамками: он действует лишь до октября текущего года. Поэтому следует ожидать, что в конце года украинские гонцы со словами "люди мы не местные…" вновь будут просить у России и Беларуси продать гигаватт-другой электроэнергии. Если только украинские политики совсем не сойдут с ума.Источник: РИА Новости
https://uz.sputniknews.ru/20210430/ukrainskaya-atomnaya-energetika-vot-vot-stanet-mirovym-liderom-18565393.html
https://uz.sputniknews.ru/20210208/Ukraina-otryvaet-svoyu-energosistemu-ot-Rossii-perspektivy--ogromnye-15955267.html
https://uz.sputniknews.ru/20210416/kiev-gotov-k-triumfu-v-evrope-gotova-li-evropa--neizvestno-18372204.html
https://uz.sputniknews.ru/20210224/Evrosoyuz-dovolen-burnym-razvitiem-Ukrainy-16063968.html
украина
россия
Sputnik Узбекистан
info@sputniknews-uz.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2021
Валерий Михайлов
https://cdn1.img.sputniknews.uz/img/07e5/03/11/17799927_0:3:97:99_100x100_80_0_0_92998c08ee260812f1778f55a3dbb3f2.jpg
Валерий Михайлов
https://cdn1.img.sputniknews.uz/img/07e5/03/11/17799927_0:3:97:99_100x100_80_0_0_92998c08ee260812f1778f55a3dbb3f2.jpg
Новости
ru_UZ
Sputnik Узбекистан
info@sputniknews-uz.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn1.img.sputniknews.uz/img/07e5/02/0c/15988389_351:0:2845:1870_1920x0_80_0_0_969f4391cbb0e5f65d77faff8781b217.jpgSputnik Узбекистан
info@sputniknews-uz.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Валерий Михайлов
https://cdn1.img.sputniknews.uz/img/07e5/03/11/17799927_0:3:97:99_100x100_80_0_0_92998c08ee260812f1778f55a3dbb3f2.jpg
электроэнергия, украина, москва, россия
электроэнергия, украина, москва, россия
Украина распрощалась с российской электроэнергией
11:46 27.05.2021 (обновлено: 11:58 27.05.2021) Вчера на заседании украинского правительства премьер-министр Денис Шмыгаль сообщил о том, что Украина прекращает импорт электроэнергии из Беларуси и России.
"Хочу отметить, что с сегодняшнего дня по инициативе Министерства энергетики принято решение о прекращении импорта электроэнергии из Республики Беларусии и Российской Федерации", — сказал Шмыгаль.
Это заявление прозвучало вслед за его же словами о "вынужденном" прекращении авиасообщения с Беларусью, что якобы направлено "исключительно на безопасность украинских граждан и украинской авиации", — правда, без уточнения того, что именно тем могло бы угрожать при сохранении авиасообщения.
Может показаться, что два объявленных запрета как-то связаны, но на самом деле это не так. О том, что украинские власти обязательно при первой возможности отблагодарят запретом на поставки электроэнергии Беларусь и Россию, которые зимой спасли украинскую энергосистему от коллапса, мы писали еще на пике импорта электроэнергии Украиной — в феврале. В рамках поведения украинской власти это было абсолютно предсказуемо.
Украинский энергетический регулятор (Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, НКРЭКУ) принял решение о запрете импорта электроэнергии из Беларуси и России именно вчера, но готовили его загодя.
В частности, Верховная рада еще в апреле, как только потеплело, внесла изменения в законодательство, которые позволяют НКРЭКУ вводить подобные ограничения (в прошлом году запрет на импорт вводила сама Рада).
Законодательные изменения вступили в силу 15 мая. Потом к регулятору обратилось Министерство энергетики с предложением запретить импорт из энергосистем Беларуси и России. И уже 26 мая НКРЭКУ было принято решение о немедленном его запрете.
За первые четыре месяца Беларусь поставила на украинский рынок 512 ГВт*ч электроэнергии. Это почти в 7,5 раза больше, чем чистый экспорт за прошлый год. Россия за тот же срок поставила 101 ГВт*ч, что почти вдвое больше, чем за весь 2020 год.
Запрет на поставки для Беларуси означает потерю до четырех процентов от производимой в стране электроэнергии. Неприятно, но не критично. Для России же потери далеко за гранью статистической погрешности.
Правда, все это без учета аварийных поставок и так называемых перетоков электроэнергии между энергосистемами. От аварийных поставок и поставок в рамках "перетоков" Украина предусмотрительно не отказывается — как не делала этого и ранее.
Между тем таковые составили за четыре месяца со стороны Беларуси еще восемь ГВт*ч (за весь 2020 год — один ГВт*ч), а со стороны России — 19 ГВт*ч (59 ГВт*ч за 2020-й).
С аварийными поставками и так все ясно: ими Украину нынешней зимой спасали при авариях на энергоблоках ТЭС. А вот за понятием "перетоки" скрываются фактические энергопоставки — в основном из России — в приграничные украинские населенные пункты, куда Украина, несмотря на всю свою незалежность, за 30 лет их так и не обеспечила. Причем "перетоки" между Россией и Украиной всегда имеют односторонний характер.
Но вернемся к запрету более масштабных поставок.
Оптовая цена на электроэнергию в энергосистеме Украины в апреле составила 42 евро/МВт-ч. Это примерно на уровне цен в Прибалтике, дороже, чем в Финляндии и Скандинавии, но несколько дешевле, чем у западных соседей Украины. При этом в прошлом году оптовые цены на Украине зачастую превышали европейские.
Свой вклад в стабилизацию цен внесли и российско-белорусские поставки, хотя дело, конечно, не только в них — более активная по сравнению с прошлым годом эксплуатация АЭС тоже поспособствовала.
Но в целом украинский рынок электроэнергии остается крайне несбалансированным. Никуда не делась проблема накопления долгов перед поставщиками сверхдорогой зеленой электроэнергии.
Причем последние уже идут в международные суды. Государственное предприятие "Укрэнерго", которое должно заниматься балансировкой рынка, находится в жутких долгах. Причем загвоздка с дорогой зеленой электроэнергией только усугубляется строительством новых мощностей.
Еще одна проблема, лежащая в основе дисбаланса, — это относительно низкий тариф на электроэнергию для населения. Сейчас он составляет 1,68 гривны/кВт*ч и действует до 1 июля. Но МВФ требует отпустить его в свободное плавание, что грозит его ростом гривен до четырех-пяти. К какой реакции со стороны населения это приведет — вполне очевидно.
А ведь Зеленский относится к рейтингу даже не как политик, а как шоумен, то есть еще более трепетно.
В этой связи в украинских органах власти в последние месяцы обсуждается более щадящий вариант — специальный тариф оставить, но постепенно его поднимать. Вроде бы даже согласовали этот вариант с МВФ со следующим графиком повышения: в нынешнем году до 2,5 гривны, в 2022-м — до 3,5 гривны, а в 2023 году до 4-4,5 гривны. Хотя и такое расписание политически будет реализовать очень сложно.
Тем не менее в этих условиях принимается решение о запрете импорта дешевой электроэнергии, что подстегнет и рост цен на оптовом рынке (хотя бы по причине отсутствия конкурента с дешевым предложением), и увеличение дисбалансов на энергорынке в целом. А значит — еще более жестко поставит вопрос о необходимости повышения тарифа для населения.
Но и это не все трудности. Запасы угля на складах украинских ТЭС и ТЭЦ подросли до 1,1-1,2 миллиона тонн, но это по-прежнему критически мало. А добыча угля на Украине хоть и медленно, но продолжает сокращаться.
В свете же антиуглеродных инициатив Евросоюза, умноженных на безропотное следование Украины в его фарватере, рассчитывать на какой-то рост добычи не приходится в принципе. И к зиме на Украине снова наверняка сложится ситуация, когда энергосистема без внешних закупок электроэнергии просто не сможет функционировать.
Впрочем, не стоит считать, что в НКРЭКУ сидят дураки. Похоже, они отчетливо понимают перспективы и не хотят нести ответственность за нехорошие последствия.
Да, сейчас они дают возможность заинтересованным лицам во главе с Ринатом Ахметовым подзаработать. Дают возможность попиариться местным политикам на теме "остаточного прощавай" российско-белорусской электроэнергии.
Но в то же время НКРЭКУ в своем решении ограничила запрет временными рамками: он действует лишь до октября текущего года. Поэтому следует ожидать, что в конце года украинские гонцы со словами "люди мы не местные…" вновь будут просить у России и Беларуси продать гигаватт-другой электроэнергии. Если только украинские политики совсем не сойдут с ума.