Сухие порты в Узбекистане: какие планы и перспективы развития — эксперт

© unsplash/Paul TeysenКонтейнеры. Иллюстративное фото
Контейнеры. Иллюстративное фото - Sputnik Узбекистан, 1920, 13.11.2023
Подписаться
Эксклюзив
При сотрудничестве с ЭСКАТО проведена инвентаризация крупных мультимодальных транспортно-логистических центров Узбекистана на соответствие требованиям Соглашения ЭСКАТО о сухих портах.
ТАШКЕНТ, 13 ноября — Sputnik, Индира Ризаметова. На состоявшемся 9 ноября в Ташкенте шестнадцатом саммите Организации экономического сотрудничества президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев уделил внимание ряду важнейших направлений, в числе которых использование в полной мере потенциала трансконтинентальных транспортных коридоров.
В данном контексте важную роль играют в том числе мультимодальные логистические центры. Их развитие, в частности, придание им международного статуса открывает широкие возможности для развития экономики страны.
О том, какая работа в данном направлении проводится, что уже сделано, какие планы и какова перспектива развития в целом, Sputnik Узбекистан рассказал директор Центра изучения проблем развития транспорта и логистики при Минтрансе РУз Бекзод Холматов.
Как известно, страны, не имеющие прямого выхода к морю, создают сухой порт — это своего рода хаб, на территории которого организуется хранение, обработка, оформление соответствующей документации и отправка груза через авиа, жд и автотранспорт.

"В настоящее время крупные мультимодальные логистические центры Узбекистана в основном развивают свою деятельность с морскими портами посредством железнодорожного и автомобильного сообщения. В крупных логистических центрах Навои и Термез, кроме жд и автоперевозок, функционирует также грузовая авиаперевозка", — говорит эксперт.

В мировой практике сухой порт создается на базе мультимодальных логистических центров, которые имеют международный статус. Именно это условие позволяет упростить и унифицировать подходы к организации перевозочного процесса, интегрироваться в международную торговлю. Так, два года назад, в октябре 2021 года, Узбекистан присоединился к межправительственному Соглашению Экономической социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) о сухих портах.

"При сотрудничестве с ЭСКАТО проведена инвентаризация крупных мультимодальных транспортно-логистических центров Узбекистана на соответствие требованиям Соглашения ЭСКАТО о сухих портах. По итогам изучения крупных логистических мультимодальных центров, 15 из них соответствуют требованиям к сухим портам. Их ежегодный объем грузооборота составляет 10,4 млн тонн", — рассказал Холматов.

Следует отметить, что из этих 15-ти лишь три ("Навои Карго", "Ташкент Карго" и "First dry port") полностью соответствуют условиям сухих портов, обозначенных в Соглашении ЭСКАТО ООН. Остальные 12 — частично, но как отметил эксперт, в настоящее время ведутся переговоры о внесении и этих логистических центров в международный реестр.
По предварительным оценкам специалистов из Минтранса, в Узбекистане из-за отсутствия интеграции национальных логистических центров к международным морским и сухим портам, 20-30% контейнеров возвращаются обратно пустыми. Между тем, в случае наличия у сухого порта международного статуса, имеется ряд преференций на их использование для отправки своих грузов.

"Груженные контейнеры, прибывающие через морские порты в нашу страну, согласно договору должны быть возвращены обратно без возможности отправки с грузом в другие страны. Например, при отправлении груженных контейнеров с морского порта Карачи (Пакистан) назначением в Узбекистан установлено требование возврата контейнеров в течение 10 суток обратно в порт Карачи, либо грузополучатель должен оплатить контейнер. По оценкам экспертов ЭСКАТО, в случае интеграции Узбекистана к международным морским и сухим портам, транспортные издержки в стоимости экспортно-импортных операций, приведут к снижению на 50%", — рассказал эксперт.

Сухие порты в Узбекистане как рынок транспортно-логистических услуг развиваются, однако, со слов специалиста, впереди еще много работы, в частности:
внедрение кодировки UN/LOCODE, которая предназначена для упрощения взаимообмена информацией и для интеграции между морскими и сухими портами (данная кодировка разработана и поддерживается Секретариатом Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК ООН);
оснащение большинства мультимодальных транспортно-логистических центров специальным оборудованием для контроля объема и веса грузовых автомобилей и мастерских по ремонту контейнеров;
улучшение дорожной инфраструктуры в мультимодальных транспортно-логистических центрах;
обеспечение системами для определения местоположения грузов в режиме реального времени;
улучшение эффективности работы сухих портов за счет увеличения пропускной способности.
Со слов эксперта, для вышеперечисленных работ министерством транспорта Узбекистана реализуется комплекс мер, в частности, прорабатывается вопрос о предоставлении льгот и преференций для грузоотправителей.
Это поспособствует повышению их заинтересованности в ускорении присоединения логистических центров к международному списку, что в свою очередь позволит вывести транспортно-логистический потенциал страны на новый уровень, расширить географию глобальных логистических цепочек и развить транспортно-транзитные коридоры.
Лента новостей
0