Другой не будет: страны ЦА объединяются в сохранении природы региона

CC0 / Tamar Assaf / Persian Leopard sittingПерсидский леопард.
Персидский леопард. - Sputnik Узбекистан, 1920, 29.11.2023
Подписаться
Как помочь мигрирующим животным беспрепятственно пересекать границы между государствами, а также сохранить места обитания редких видов животных, обитающих в Центральной Азии, и, в частности, в Узбекистане — обсудили в Ташкенте.
В столице проходит трехдневный региональный диалог по трансграничной охране природы в Центральной Азии. В нем участвуют представители Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, а также национальных и международных организаций.
Трансграничная охрана природы — это сотрудничество стран в целях охраны территорий, пересекающих одну или несколько международных границ.
С точки зрения Центральноазиатской инициативы по сохранению млекопитающих (ЦАИМ) важным направлением трансграничного сотрудничества Узбекистана является сохранение таких животных, как бухарские олени, персидские леопарды, джейраны, сайгаки, уриалы (степные бараны).
ЦАИМ разработали в рамках реализации Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных, чтобы на международном уровне защищать их и места обитания в регионе. Узбекистан ратифицировал Конвенцию в 1998 году. Документ объединяет 133 страны ареала, через которые проходят мигрирующие животные.
Республика активно совершенствует законодательную базу сферы. Так, правительство утвердило Концепцию охраны окружающей среды до 2030 года. Кроме того, в стране реализуют Стратегию по сохранению биологического разнообразия до 2028 года.

"В соответствии со стратегией, площади охраняемых природных территорий расширены в 3 раза: с 4,6% – в 2016 году, до 14,2% – сегодня, от общей территории страны, что дает большую возможность сохранения уникальных видов флоры и фауны", — отметил министр экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Азиз Абдухакимов.

Всего, как рассказали во время диалога, в мире насчитывается более 3 тыс. охраняемых зон, общая площадь которых составляет 4,6 млн кв. км.
Совместная охрана животных
CC BY-SA 3.0 / Sarefo / Cervus.elaphus.bactrianus.maleБухарский благородный олень.
Бухарский благородный олень. - Sputnik Узбекистан, 1920, 29.11.2023
Бухарский благородный олень.
В Узбекистане 14 охраняемых природных территорий (ОПТ), которые находятся на границах с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном.
"На западе республики расположены комплексный заказник "Сайгачий", национальные парки "Аралкум" и "Южный Устюрт", Нижне-Амударьинский государственный биосферный резерват, в центре страны находится природный парк "Центральный Кызылкум", заповедник Актау-Тамды, Кызылкумский заповедник, — перечислил начальник отдела охраняемых природных территорий Минэкологии РУз Халилулла Шеримбетов. — В восточной части — Угам-Чаткальский и Зарафшанский национальные парки, Зааминский государственный заповедник, Гиссарский заповедник, национальный парк "Верхний Туполанг". На юго-востоке — национальный парк "Бабатаг" и Сурханский заповедник".
По словам Шеримбетова, 70% охраняемых природных территорий (ОПТ) Узбекистана расположены на границах с соседними государствами. Это дает возможность создать трансграничные ОПТ, а значит совместными усилиями охранять и контролировать мигрирующие виды животных.
Сотрудничество с Таджикистаном позволит сохранить арчевники и места обитания тяньшанского бурого медведя и снежного барса, а также взять под усиленную охрану тугайные леса и места обитания бухарского оленя.
В тандеме с Туркменистаном усилия направят на сохранение мест обитания винторогого козла, бухарского горного барана, среднеазиатского леопарда.
С казахстанскими специалистами важно объединить усилия для сохранения мест обитания сайгака, туркменского кулана, джейрана.
Кроме того, предложено организовать трансграничную ОПТ между тремя республиками: национальный парк "Аралкум" и заказник "Сайгачий" со стороны Узбекистана, заповедник Капланкыр — со стороны Туркменистана и казахстанский заповедник Устюрт. Это позволит не только сохранить пустынно-степные природные комплексы, но и места обитания редких видов животных и водоплавающих птиц.
Аналогичная ситуация с Узбекистаном, Кыргызстаном и Казахстаном. С узбекской стороны речь идет об Угам-Чаткальском национальном природном парке и биосферном резервате, а также Чаткальском заповеднике. Это поможет сохранить места обитания снежного барса, тяньшанского бурого медведя, сурка Мензбира.
Трофейная охота — как спасение
Винторогий козёл в зоопарке Аугсбурга. - Sputnik Узбекистан, 1920, 29.11.2023
Винторогий козёл.
Одним из способов сохранить животных и уберечь популяцию от вымирания стала трофейная охота. Многие годы за эффективностью такого подхода в Таджикистане наблюдает представитель регионального экологического центра ЦА (РЭЦЦА) Людмила Киктенко.
"Есть стереотип, что охота – это браконьерство. Но пример Таджикистана показывает, что охота может быть организована таким образом, что она сохраняет животных и содействует росту популяции краснокнижных видов", — рассказала она.
Благодаря сберегающей трофейной охоте, в Таджикистане смогли увеличить популяцию мархуров (винторогие козлы), занесенных в национальную Красную книгу. По словам эколога, в 2005 году на берегу Пянджа, на границе Таджикистана с Афганистаном, на территории 3,5 тыс. га этих животных насчитывалось около 40 голов.
"Уже через 4 года поголовье увеличилось в 4 раза, сегодня популяция на пилотной территории насчитывает более 600 голов, а по всему Таджикистану — более 2 тыс.", — рассказала о результатах Людмила Киктенко.
Более того, организация такой охоты позволяет не только создавать рабочие места, но и пополнять госбюджет — ежегодная квота на 15 голов стоит $450 тыс.
"Местные жители зарабатывают на том, что обеспечивают для охотников все необходимые условия, — уточняет эколог. — При этом охотиться разрешено только на старых животных".
Преимущества и проблемы трансграничного сотрудничества
Эксперты выделяют несколько преимуществ, которые дает трансграничная охрана природы:
экологические преимущества (сохранение жизнеспособных популяций и видов, выживание мигрирующих видов, экологическая целостность региона);
социально-экономическое развитие (природный трансграничный туризм, трансграничная торговля местной продукцией, развитие местной экономики);
углубление политических отношений.
Кроме того, трансграничная охрана природы способствует выживанию мигрирующих видов, в том числе благодаря увеличению территории, на которой они могут питаться и размножаться. Для ЦА это имеет особое значение, поскольку здесь располагаются важнейшие миграционные коридоры, по которым перемещаются стада диких джейранов, сайгаков и других уникальных видов диких животных.
На пути у них нередко возникают препятствия — не только пограничные барьеры, но и развитие инфраструктуры. С такой проблемой столкнулись сайгаки в комплексном заказнике "Сайгачий", созданном как раз для беспрепятственной миграции из Казахстана в Узбекистан.
"Однако миграции помешало ограждение, которое на границе установила казахская сторона. Позже ситуацию усложнила железная дорога Бейнеу-Шалкар — сайгаки практически перестали мигрировать в республику. Однако популяция растет и сегодня насчитывается около 500 голов", — добавил Шеримбетов.
По мнению участников диалога, экосистемы, разделенные границами, часто подчиняются разным политикам и структурам управления, поэтому трансграничная охрана природы помогает преодолевать данные различия.
Вместе с тем, эксперты, наряду с преимуществами трансграничного сотрудничества, отмечают и проблемы, мешающие управлять приграничными территориями. По словам, представительницы Туркменистана Ширины Каррыевой, прежде всего речь идет о разнице в законодательстве (необходимо его гармонизировать), языковых трудностях (необходимость перевода). Кроме того, в погранзонах существуют ограничения на использование некоторой техники и в целом доступа специалистов на соседнюю территорию. В связи с этим необходимо наладить межведомственное сотрудничество, в частности пограничных и природоохранных структур.
Лента новостей
0