LADA или Chevrolet — что выберут узбекистанцы с отечественного конвейера?

В ближайший год "АвтоВАЗ" запустит сборочное производство автомобилей LADA в Узбекистане. Эксперты ожидают, что в перспективе российский концерн сможет составить конкуренцию Chevrolet, который сегодня занимает 98% авторынка республики.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
До недавнего времени производителем-монополистом легковых машин в Узбекистане было государственное предприятие UzAuto (ранее – UzDaewoo). Теперь республика постепенно либерализует импорт автомобилей и убирает льготы для национальных изготовителей, что открывает доступ в республику иностранным компаниям.
Узбекистан — один из крупнейших экспортных рынков для "АвтоВАЗа" на постсоветском пространстве. О перспективах автопрома в стране и влиянии зарубежных игроков на региональный рынок корреспондент Sputnik побеседовал с автоэкспертом Александром Добиным.

Расширение "Лады" на Восток

В конце июня 2021 года президент АО "АвтоВАЗ" Николя Мор заявил, что в Узбекистане будет налажено сборочное производство автомобилей LADA, а также с 2023 по 2026 годы планируется вывести бренд в более высокий ценовой сегмент путем обновления модельного ряда.
"АвтоВАЗ" начнет сборку автомобилей Lada в Узбекистане в течение года
Александр Добин поделился, какая здесь роль отведена российской компании, а какая – узбекской стороне.

"АвтоВАЗ" действительно через год запустит локальное производство, в частности, крупноузловую сборку автомобилей на территории Узбекистана, — рассказал эксперт. — Начать планируется с выпуска автомобилей LADA, позже перейдут на изготовление Renault на этих же мощностях. Что касается сроков запуска производства, это может занять даже более года".

По его словам, планируется совместное с Узбекистаном предприятие, но кто именно будет партнером, представители "АвтоВАЗа" пока не объявили.
"В начале апреля в Узбекистане прошла большая производственная автовыставка с участием министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, где также присутствовали руководители российского автогиганта. Промоушеном концерна "АвтоВАЗ" на выставке занималась компания Roodell — местный автодилер, занимающийся продажами автомобилей ВАЗ в Узбекистане и имеющий более 60 салонов в республике. Это наталкивает на определённые мысли", — предположил Добин.
Сколько и какие машины выпустил узбекский автопром в 2020-м — статистика

LADA в Узбекистане – "иномарка" или конкурент Chevrolet?

Эксперт не ожидает кардинальных изменений на узбекском автомобильном рынке, где подавляющая доля остается за местным производителем. Однако с приходом российского бренда пропорции поменяются, а у потребителей появится выбор. Дело в том, что конкуренция иностранных машин с моделями на местном рынке всегда условна.
"Какие бы заводы ни открывались и какие бы линейки авто ни выпускались в Узбекистане, будь то LADA или Kia, Skoda или Hyundai, они будут всегда дороже отечественных машин в силу частичной доставки иностранных комплектующих для производства и других факторов. Стоимость LADA Vesta в комплектации "комфорт" в салоне Узбекистана составляет почти $13 тыс. (примерно 1 млн рублей или 140 млн сумов). На российском рынке такой автомобиль стоит $9,3-9,4 тыс. Разница, как видите, существенна", — подчеркнул эксперт.
Почему взлетели цены на Malibu-2, Equinox и Tracker — объяснили в UzAuto Motors
Тем не менее, замечает Александр Добин, западные машины продаются в Узбекистане еще дороже, чем российские, которые в рамках ЕАЭС (Узбекистан в статусе государства-наблюдателя. — Sputnik) имеют свои преференции. Что же касается качества и комфорта автомобилей LADA, то тут у них явное преимущество перед отечественными Chevrolet.

"LADA очень "выросла" за последние годы, — продолжает эксперт. — Нынешние модели бренда в предлагаемых комплектациях значительно превосходят узбекских "одноклассников" от Chevrolet. Российский продукт сильно опережает конкурента с точки зрения "количества автомобиля". Если узбекский авто купить и доукомплектовать до вазовского уровня, то они сравняются по цене, несмотря на то, что базовые стоимости сильно разнятся. Получается: либо вы покупаете руль с педалями и механическими стеклоподъемниками, либо – машину с комплектацией и комфортом под ключ".

Больше машин за бюджетные деньги

На фоне пандемии все страны показали незавидные цифры продаж легковых автомобилей на первичном рынке с точки зрения объема производства. Например, GM Узбекистан в 2020-м продал 135 тыс., а всего в тот ковидный год в республике было реализовано около 173 тыс. новых автомобилей. Если говорить о пропорциях импорта продукции российского автогиганта, то из условных 400 тыс. единиц в год примерно 350 тыс. идет на внутренний рынок, а остальное — за рубеж. Многие иностранные автоконцерны, в том числе российская компания, выходят на внешние рынки с целью популяризации своих моделей и повышения продаж.
Локализация производства в Узбекистане позволит всем автомобилям стать привлекательнее и доступнее. На рынок придет "АвтоВАЗ" с надежными бюджетными моделями LADA и потеснит узбекский UzAuto, чья продукция не всегда отличается надлежащим качеством и комфортом, отметил собеседник Sputnik. У Chevrolet будет стимул делать свой продукт лучше, ориентируясь на конкурента и получая его опыт. За счет этого, возможно, поднимется цена на отечественные автомобили, а российский аналог станет ближе к узбекскому покупателю с точки зрения стоимости.
Почему машины UzAuto Motors ломаются чаще иномарок? Мнение депутата
"Хотите продаваться в рынке – занимайтесь качеством", – добавляет Александр Добин и приводит в пример Land Rover, который стал притчей во языцех.— Если сравнивать продукцию Land Rover сейчас и 7 лет назад, то с точки зрения качества, безопасности и надежности это стали совершенно другие машины".
Таким образом, российские производители, узбекский бизнес и потребители получат много машин за бюджетные деньги.

Узбекистан теснит российский автопром в Казахстане?

На протяжении долгого времени в Казахстане и на пространстве СНГ на первом месте по популярности среди автолюбителей были машины Lada российского "АвтоВАЗа". Однако в последнем рейтинге "КазАвтоПрома" по итогам 5 месяцев 2021 года российский автоконцерн занял лишь пятую строчку среди лидеров рынка, а первое место досталось узбекскому сборочному заводу "Узавтосаноат", выпускающему Chevrolet.
По мнению Александра Добина, это естественная коррекция рынка. Из-за пандемии простаивали заводы, были проблемы с поставками комплектующих и сырья, серьезный урон наносили и наносят скачки курса доллара и евро. Кроме того, с точки зрения абсолютных цифр продажи "АвтоВАЗа" в Казахстане достаточно скромны относительно первичного рынка других производителей. В этих условиях стоит ожидать, что предприятие в Узбекистане будет ориентировано, прежде всего, на местный рынок.
"В мире редко используют практику создания локальных производств на местах, автомобили которых идут на экспорт. Например, в Пекинский салон приезжают лично все великие президенты головных штаб-квартир корпораций, стоят рядом со своими моделями, чтобы показать, насколько им важен китайский рынок и поэтому они построили здесь свои заводы. Но в 99% случаев таких производств продажи идут на внутреннем рынке в Китае. Опять же мы видим опыт Казахстана, Беларуси, где автомобили продаются для местных потребителей", — пояснил эксперт.
Chevrolet стал самым продаваемым автобрендом в Казахстане

LADA-премиум: как не повторить ошибок конкурентов

Под одним и тем же брендом в более высокий сегмент пытались выйти Volkswagen с моделью Phaeton и Hyundai с моделью Equus, но у них все закончилось ничем. Volkswagen отказался, потому что у него есть Audi и Porsche в концерне, а Hyundai выпустила Genesis.
Размышляя на тему удачного и неудачного опыта в этом отношении, Александр Добин отмечает, что здесь надо говорить про результат, а не про процесс, как в случае с вышеуказанными моделями. Например, Phaeton довольно долго и успешно был флагманом линейки Volkswagen, а потом ушел на задний план, потому что у концерна появились более интересные автомобили, но других сегментов. При этом немецкая марка от этого не стала беднее.

Что касается Hyundai Motor, то это хороший пример выхода в премиальный сегмент. Корейская компания совершила феноменальный прорыв, выпустив модель Genesis, на продвижение которой вложила гигантские суммы. Над "корейцами" смеялись всем миром, не веря в их победу, а потом вдруг появились совершенно новые шикарные седаны премиум-сегмента, которые сегодня стоят в одном ряду с BMW и Lexus. Это престижные, технически оснащенные, комфортные, многофункциональные автомобили, которые дешевле своих японских и европейских коллег.

Но есть и неудачный опыт — компания Ford, которая была родоначальницей цивилизованного российского дилерского автомобильного рынка в 1990-х, но не смогла удержаться на плаву. На модель FordFocus был большой ажиотаж у покупателей, используя который компания стала повышать цены на свои авто. Но конкуренция на рынке привела к смене предпочтений пользователей, отчего американский бренд потерял свою долю.
Какие всемирно известные бренды выбрали узбекистанский рынок — обзор
Чтобы не повторять таких ошибок, уверен эксперт, и "АвтоВАЗу", и узбекистанскому производителю стоит оставить имеющийся модельный с той же комплектацией, комфортностью, дополнительными опциями и ценой, развивая параллельно другие сегменты и линейки, в том числе премиум-класс.

Покажи свой автомобиль, и я скажу кто ты

Завершая беседу, автоэксперт Александр Добин упомянул интересный факт.

"В "Большой семерке" (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония и США. — Sputnik) нет держав, не имеющих собственного производства автомобилей. Это своего рода лакмусовая бумажка, по которой можно понять, как государство относится к собственному внутреннему автопрому", — заметил эксперт.

Доля автомобильной промышленности в экономике Узбекистана достаточно высока. Республика ежегодно производит порядка 250 тыс. автомобилей, а в отрасли занято значительная часть населения. По объемам это лучший показатель в ЦА и второй после России на пространстве СНГ. Разумеется, приход новых игроков на внутренний рынок обострит конкуренцию, хотя, безусловно, автомобили собственного производства еще долго будут оставаться неоспоримыми лидерами продаж.
Стартовали продажи обновленных Chevrolet Equinox и Chevrolet Tracker