Не пора ли суму "обнулиться"?
В социальных сетях идет активное обсуждение, для чего были перевыпущены 5 000 и 10 000 сумов. Предположения самые разные: печатают деньги для борьбы с инфляцией, новые купюры удобнее по дизайну, "закос" под другие страны и другое.
По мнению Дмитрия Голубовского, выпуск новых купюр — чисто техническая операция для поддержания денежных систем, поэтому она ни на что не повлияет. Банкноты изнашиваются, а в обращении должно быть определённое количество денег во избежание дефицита номиналов.
Однако Узбекистану следует серьезно задуматься о денежной реформе и деноминации узбекской валюты: провести замену всех денег, "срезав", например, три нуля. Республика активно развивается, обращается к международным финансовым институтам, поэтому для нее важно модернизировать свою финансовую систему и стать открытой.
"В традициях мирового делового оборота нет прецедента ликвидных валют с таким количеством нулей. Исключение – это японская иена, которая на Форекс торгуется как 100 иен за 1 доллар", — объясняет финансовый аналитик.
Голубовский также отмечает, что изменение символики узбекских денег нужно делать плавно, на примере России, когда ходили в обороте 10 и 10 000 рублей одновременно. Именно благодаря деноминации россияне перестали "считать в долларах".
Чем меньше нулей на купюре, тем это удобнее для людей. Эксперт полагает, что если государство хочет приучить народ мыслить в национальной валюте, то цены на рынках должны быть ясными, короткими.
"Когда у вас слишком мелкие деньги, вы в уме считаете в долларах", — уточняет экономист.
Мировой опыт в "срезании нулей"
Что касается опыта стран СНГ в выстраивании адекватной денежной системы, то он почти у всех одинаковый. В Беларуси, по словам аналитика, деноминация стала вынужденной мерой, вызванной несколькими крупными волнами девальвации.
В 2016 году для того чтобы стабилизировать курс валюты, Беларусь провела реформу — "отрезала лишние нули" на купюрах. При этом была изменена денежно-кредитная политика, чтобы белорусский рубль стал стабильным и свободно конвертируемым.
После деноминации в Беларуси именно узбекский сум номинально стал самой дешёвой валютой среди стран бывшего СССР. Если Узбекистан решится на деноминацию, ему обязательно необходимо учесть следующие моменты: каким номиналом будут выпущены бумажные банкноты и нужна ли стране мелочь, чеканить которую дорого.
Эксперт возвращается к примеру Японии, где нет мелких разменных монет. Также Дмитрий Голубовский упоминает, что в России сегодня копейками практически никто не пользуется, а цены в магазинах чаще всего кратны пяти рублям. Фактически в РФ один рубль — минимальный номинал.
"Возможно, Узбекистану стоит прийти к такому масштабу цен, когда самая маленькая денежная единица будет равна одному суму, который будет деноминирован и равен 100 нынешним", — предполагает эксперт.
Такая деноминация имеет ряд плюсов для граждан и страны: у всех будут в наличии разменные деньги, ценники в магазинах не смогут округлить в большую сторону, потому что нет мелких знаков, не будет всплеска инфляции.
Открытость экономики для граждан и инвесторов
Привыкнуть к новым деньгам можно за месяц, максимум за квартал, главное — доверие правительству, считает Голубовский. Хорошо, если на сайте ЦБ есть разделы с макроэкономической статистикой, чтобы человек мог зайти и посмотреть информацию о динамике в финансах. В этом отношении ЦБ РФ, в котором вся информация упорядочена и находится в открытом доступе, может быть образцом для Узбекистана.
"Центральный банк должен быть открыт, тогда у людей не будет возникать подозрений, что кто-то подпечатывает деньги для решения проблем и "закрытия дыр" в бюджете", — уверен финансовый аналитик.
Такой подход поможет также привлечь в республику инвесторов. Для узбекистанцев умеренное присутствие иностранцев в стране положительный момент, ведь каждый зарубежный инвестор обычно требует прозрачности и отчетности от монетарных властей. В итоге вся информация попадает в открытый доступ.
Как не путаться в купюрах и почему слабеет доллар
Рассуждая о ситуации, когда "ходит" 2 000 и 20 000 сумов, купюры которых намеренно или случайно могут быть спутаны при расчетах, эксперт обращается к мировому опыту. В советское время банкноты разных номиналов выпускались неодинаковых размеров, а в РФ используют несхожий дизайн. Отличаются размерами и денежные знаки Евросоюза.
Как показывает мировая практика, для страны с низким уровнем инфляции ряда банкнот номиналом 1, 2, 5, 20, 50 и 100 вполне достаточно.
Кроме того, Дмитрий Голубовский рекомендует Узбекистану не гнаться за внешней конкурентоспособностью за счет покупательных возможностей населения, если будет соблазн ослабить нацвалюту и привязаться к доллару.
"На тренде укрепления узбекского сума и роста веры народа в него можно проводить денежные реформы и развивать долговой рынок", — считает аналитик.
Он также отмечает, что мир вступает в эпоху очень дешевых денег, поэтому нулевые ставки в США и слабый доллар останутся надолго. Для развивающихся рынков это скорее плюс.
"Тут главное прозрачность, контроль над ценами и инфляцией, укрепление национальной валюты к доллару и адекватный масштаб цен", — резюмирует эксперт.
По его словам, на фоне всестороннего развития Узбекистану стоит идти в будущее с новыми деньгами.