05:29 13 Декабря 2019
Прямой эфир
  • RUB149.88
  • EUR10545.67
  • USD9537.55
Заместитель председателя ЦИК Узбекистана Махмуд Истамов

Зампред ЦИК Узбекистана рассказал, почему грядущие выборы войдут в историю

ЦИК Узбекистана
Политика
Получить короткую ссылку
Парламентские выборы в Узбекистане 2019 (53)
55810

В Узбекистане 22 декабря 2019 года пройдет единый день голосования. Чем эта кампания отличается от всех предыдущих, в интервью Sputnik рассказал заместитель председателя Центризбиркома Махмуд Истамов.

— Какие новшества внедрены в этой избирательной кампании?

— Самое главное — мы идем на эти выборы с новым Кодексом, который был принят взамен пяти ранее действующих законов. То есть это совершенно обновленная система, что называется, с новыми правилами игры.

Кроме того, мы учли рекомендации международных наблюдателей по совершенствованию избирательного процесса. В частности, внедрили единые электронные списки избирателей. Это будет база данных республиканского масштаба. Сейчас в ней порядка 20,6 миллиона граждан, достигших 18-летнего возраста и имеющих право голоса. Впервые такая программа была апробирована в 2017 году на местных выборах в Ташкенте, а теперь мы применим ее уже на общенациональном уровне.

Помимо этого, мы впервые предоставили право голоса осужденным лицам, которые совершили не представляющие большой общественной опасности и менее тяжкие преступления.

Мы также расширили категории граждан, которые могут быть наблюдателями на выборах. Если раньше в их число входили только представители политических партий, зарубежные и международные наблюдатели, то теперь и представители махаллей также могут следить за ходом избирательной кампании, чтобы голосование проходило открыто, прозрачно и без нарушений закона.

Еще одно нововведение — это более масштабная работа с нашими избирателями за рубежом. По разным данным, около двух миллионов граждан находятся за границей, и мы приложим все усилия, чтобы обеспечить им возможность принять участие в выборах. Для этого мы тесно взаимодействуем с нашим внешнеполитическим ведомством, с посольствами и консульствами. Ведь организовать выборы у себя — это одно, а провести выборы для своих граждан в другой стране — это гораздо сложнее.

Требуется согласовать множество вопросов. Мы активно привлекаем СМИ, рассказываем людям, как они смогут проголосовать в той или иной стране. Надеюсь, результат будет положительный.

— Чем была вызвана необходимость изменения действовавшего ранее избирательного законодательства?

— Я как юрист могу сказать, что раньше действовали параллельно пять законодательных актов, некоторые нормы в которых противоречили друг другу. Были случаи, когда избиркомы не понимали, как им быть в конкретной ситуации: один закон говорил одно, другой — трактовал норму иначе. Теперь данные пробелы устранены, положения унифицированы, так что подобных проблем больше нет.

— Вы упомянули рекомендации международных наблюдателей и организаций по совершенствованию избирательного процесса. А есть ли положения, с которым Узбекистан не согласился?

— Да, есть некоторые пункты, по которым и у Центризбиркома, и у наших парламентариев существует свое мнение. Например, нам рекомендовали разрешить финансировать кандидатов частным лицам или бизнес-структурам, но мы придерживаемся позиции, чтобы у нас была борьба идей, а не капиталов и денег.

Именно поэтому, согласно законодательству, у нас вся избирательная кампания осуществляется за счет государства. Мы выделили всем партиям равные объемы средств и всем кандидатам в местные органы власти также равные суммы на предвыборную кампанию, обеспечив одинаковые возможности.

Для кандидатов в депутаты Олий Мажлиса это 10,6 миллиона сумов, для областных кандидатов — по два миллиона, для районных — по одному миллиону сумов. Всего же по республике с учетом всех органов власти, куда избираются представители, у нас получается почти 35 тысяч кандидатов.

— Какая работа проводится для того, чтобы обеспечить проведение выборов по международным стандартам?

— Как я уже сказал, это в первую очередь обновленное законодательство. Мы привели нашу национальную нормативно-правовую базу в соответствие с общемировыми требованиями и тенденциями. Яркий тому пример — отмена квоты в парламенте, которая существовала ранее для представителей экологического движения. Теперь эта партия наравне с другими будет бороться за места в Законодательной палате Олий Мажлиса. Нижняя палата будет полностью формироваться избирателями.

— Кстати, экологи впервые участвуют в выборах. Как новички проявляют себя в этой кампании?

— Да, они пионеры в этом деле, раньше у них гарантированно было 15 мест, сейчас эта практика отменена. Посмотрим, что у них получится и какой будет результат. Они могут как укрепить свои позиции, так и, напротив, потерять даже ту долю в парламенте, какая у них была. Тут идет открытая борьба, они, как и остальные, борются за депутатские места, стараются, будем наблюдать.

— Как сегодня, по-вашему, выглядит среднестатистический избиратель в Узбекистане? Изменился ли он за последние годы?

— Безусловно, перемены в электорате произошли. Прежде всего это связано с теми реформами, которые проводятся в стране во всех сферах. Сыграла роль и открытость, и политика свободы средств массовой информации.

Сегодня любой гражданин ставит перед депутатами, сенаторами, чиновниками и даже министрами конкретные вопросы и требует, чтобы его проблемы решались и по ним был предоставлен отчет. Сегодня наши граждане чувствуют сопричастность за будущее страны, нашей Родины. Так что я уверен: избиратели будут активны на этих выборах.

Кстати, согласно последним данным Фонда общественного мнения, в ноябре около 90% респондентов заявили о готовности принять участие в голосовании. В сентябре этот показатель составлял 82%. Безусловно, такая тенденция нас только радует. Как будет на практике, посмотрим, но я надеюсь на активное участие граждан.

— С 18 ноября официально стартовала предвыборная кампания, началась агитация и работа с электоратом. Как ЦИК организует этот процесс, насколько проинструктированы партии по поводу формата агитации?

— Со своей стороны мы сделали все, что должны были: обеспечили равное эфирное время и доступ к СМИ, выделили средства на агитацию, прописали и обнародовали общие принципы ведения политической борьбы. Теперь партии приступили к агитации, у каждого свое видение и свои методы работы, а ЦИК лишь следит за тем, чтобы участники не нарушали требования закона.

— Партии сейчас активизировались, хотя в остальное время они почти не заметны в информационном пространстве. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить такой дисбаланс?

— Я думаю, это общемировая тенденция. Сейчас у партий идет борьба за голоса, они активно привлекают к себе внимание избирателей. В остальное же время это идеологическое соперничество разворачивается в основном на площадке парламента, при обсуждении законопроектов, поэтому партии не так заметны для рядового избирателя.

— Зафиксированы ли какие-то нарушения законодательства в рамках предвыборной кампании?

— Завершилась только вторая неделя агитации, пока никаких нарушений мы не выявили ни со стороны кандидатов или партий, ни со стороны представителей СМИ. Обращения к нам регулярно поступают, мы их проверяем, но пока все проходит в рамках закона. Будем продолжать мониторинг.

— В этом году значительно возросла доля женщин среди кандидатов в депутаты — более 40%. Как вы оцениваете такую тенденцию? Насколько это естественный процесс? Готовы ли женщины сегодня идти в политику или эти выдвижения для соблюдения минимальной квоты?

— Однозначно, это позитивный момент. Что касается участия женщин, то минимальный порог в 30% у нас действует еще с 2004 года. На текущих выборах партии предоставили более 40% женщин-кандидатов. Тем самым они не только они соблюли минимальную 30-процентную квоту, но даже превысили их. Получается партии не только смогли найти достойных женщин-кандидатов, но эти кандидаты готовы бороться за места в парламенте наравне с другими.

Представительность женщин в госорганах и в парламенте обеспечивает гендерную чувствительность законодательства. Интересы и потребности женщин и детей более полно и четко учитываются при разработке нормативно-правовых актов.

Чем активнее мы будем продвигать женщин во власть, тем быстрее и эффективнее будут решаться проблемы, связанные с женщинами в обществе.

— Это как-то связано с недавно принятыми законами и инициированными женщинами-парламентариями о гендерных правах и защите женщин от бытового насилия?

 — Эти два очень важных законодательных акта были инициированы и разработаны нашими парламентариями-женщинами, но это не значит, что депутатов-женщин стоит рассматривать исключительно в качестве законотворцев по гендерным проблемам. Они сегодня разрабатывают и выдвигают много инициатив, касающихся и духовного воспитания, развития предпринимательства и экономической сферқ, и других не менее важных сфер государственного и общественного строительства.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы у электронного голосования в Узбекистане?

— Электронное голосование — уже общемировой тренд. В некоторых странах его применяют в том числе и для повышения довольно низкой явки. Безусловно, людям гораздо удобнее дистанционно отдать свой голос, не тратя время на приход в избирательную комиссию. Но у данной технологии есть и свои противники.

Например, до сих пор остаются риски, связанные с обеспечением тайного голосования, фальсификаций и проблемы информационной безопасности. Их надо учитывать при внедрении этой системы. В Узбекистане мы пришли к мнению, что будем поэтапно вводить элементы электронного голосования.

Так, мы начали с единых списков избирателей. Также мы активно используем современные технологии для информирования населения — для этого даже запустили специальное мобильное приложение, в котором рассказываем гражданам о нормах законодательства. Постепенно будем внедрять практику электронного голосования, когда сможем гарантировать защиту от вмешательства третьей сторонқ и тайну волеизъявления.

— За счет каких инструментов и технологий будет обеспечена прозрачность предстоящих выборов?

— Главную надежду мы возлагаем, безусловно, на наблюдателей. У нас участвуют пять политических партий, от каждой по одному наблюдателю на участке, плюс представители СМИ, уполномоченные лица, партий, доверенные лица кандидатов.

Я думаю, что при таком мощном общественном контроле сфальсифицировать что-то практически невозможно. Это самый эффективный инструмент обеспечения прозрачности процесса волеизъявления и подсчета результатов голосования.

Помимо этого, в качестве пилотного проекта на 60 участках мы установим порядка 120 камер для онлайн-трансляции в наш международный пресс-центр. Трансляции будут вестись в реальном режиме с 8.00 до 20.00 часов, поэтому все желающие смогут наблюдать, как проходит голосование и что происходит в конкретный момент на данных избирательных участках.

— Что бы вы пожелали избирателям перед выборами?

— Главное мое пожелание - чтобы все, кому небезразлично будущее нашей родины, 22 декабря пришли на избирательные участки и отдали свой голос за кандидата, которого они сочтут достойным.

Тема:
Парламентские выборы в Узбекистане 2019 (53)
Теги:
ЦИК Узбекистана, Узбекистан, парламентские выборы, выборы



Главные темы

Орбита Sputnik