Аналитика

Нариман Умаров: РФ остается ключевым торговым союзником Узбекистана

© Пресс-служба партии "Адолат"Нариман Умаров
Нариман Умаров - Sputnik Узбекистан
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Кандидат от партии "Адолат" Нариман Умаров в интервью Sputnik Узбекистан рассказал о роли новых технологий в экономике страны, о спасении Арала, отношениях Ташкента и Москвы и борьбе с терроризмом

— Что вас привело из науки в большую политику?

— Идеи социал-демократии для меня были привлекательны и импонировали мне. Будучи научным работником, я считал вопросы справедливости и верховенство законов основными критериями жизни. Считаю, что не зря великий государственный деятель Амир Темур установил принцип в управлении государством "Сила в справедливости". Наш народ издревле стремился к справедливости и правде, построению справедливого общества, поскольку при верховенстве справедливости страна начинает процветать, а люди становятся добрее и дружелюбнее. Уверен, только при наличии справедливости можно достигнуть прогресса, высоких достижений.

Именно эти принципы были заложены в основу платформы партии при создании СДП "Адолат" в 1995 году. В то время я участвовал в различных мероприятиях партии, а в период работы в системе Государственного комитета по охране природы и в Фонде "Экосан" эта связь приняла регулярный характер. Вопросы экологии и окружающей среды нашли свое достойное место в предвыборной программе партии.

Кандидат в президенты Узбекистана от партии Адолат Нариман Умаров - Sputnik Узбекистан
Нариман Умаров — технократ, эколог и кандидат в президенты Узбекистана
Наряду с другими экспертами мне довелось участвовать в процессе подготовки двух программ партии, и тогда вопросы реализации экономических механизмов управления окружающей средой были обозначены одним из приоритетов, в ней отражена идея "загрязнитель платит, и платит много". Также в вопросах рационального использования природных ресурсов и энергосбережения были проведены совместные аналитические обобщения с другими экспертами партии, в части необходимости разработки законопроекта по альтернативным источникам энергии и так далее. Эти отношения в последующем стали практиковаться на постоянной основе.

— Вы принимали участие в предыдущих президентских выборах, где главным претендентом на пост главы государства был действующий Ислам Каримов. Как вы оцениваете свои шансы в этой гонке и на что намерены сделать упор?

— Участие в предыдущих выборах позволило нашей команде получить необходимый опыт, мы провели анализ упущенных возможностей и недостатков. Это была большая школа. За это время партия укрепилась достойными кадрами, сейчас на них можно опереться. Участие в нынешних выборах с новой программой, которую эксперты считают весьма привлекательной для людей, надеюсь, большинство нашего населения оценит положительно.

В соответствии с национальным законодательством всем кандидатам представлены равные условия ведения предвыборной кампании. Поэтому то, насколько удастся убедить наших избирателей, будет зависеть только от нас самих. Основной упор, конечно, мы намерены сделать на свой электорат, интересы которого мы защищаем.

— По образованию вы гидрогеолог и инженер-геолог. В разные годы вы занимались проблемами мелиорации, экологическими последствиями высыхания Аральского моря, а также повышением эффективности системы орошения сельхозземель. Каким, на ваш взгляд, видится сегодня решение проблемы Аральского моря?

— В своей деятельности мне часто приходилось заниматься проблемой Аральского моря, так как эта экологическая катастрофа затрагивает интересы целого региона с населением более 60 млн человек. Как гидрогеолог я занимался вопросами поисков подземных вод как источника питьевого водоснабжения населения, главным образом Приаральской зоны, и как эколог занимался вопросами охраны природной среды. Участвовал в реализации международных проектов и программ под эгидой ООН.

Судно на дне Аральского моря - Sputnik Узбекистан
Общество
Ученые заявляют о постепенном восстановлении Аральского моря
Как вам известно, эту проблему силами одной страны невозможно решить, и поэтому политическими руководителями стран Центральной Азии, которые признают необходимость объединения совместных усилий, создан Международный фонд по спасению Арала (МФСА). В рамках МФСА уже реализованы две пятилетние программы, а в настоящее время реализуется третья, в формировании которой я участвовал как руководитель Комитета по охране природы Узбекистана. При этом Республика Узбекистан ныне является председателем МФСА. В программе определены основные проблемы и пути их решения, главным образом создание благоприятных эколого-санитарных условий для населения региона и смягчения последствий экологической катастрофы для окружающей природной среды.

Считаю, что только усилиями всех стран региона можно добиться результатов, а реализация мероприятий принятой программы несомненно даст положительные результаты. Для эффективного осуществления намеченных мероприятий нужно больше привлекать средства международных финансовых институтов и специалистов-экспертов.

— Проблема водных ресурсов помимо Арала характеризуется также сложными отношениями с соседними странами из-за распределения и характера использования этих самых ресурсов. Узбекистан неоднократно выступал с трибуны различных международных площадок, в том числе ООН, говорил о равноправном и справедливом распределении водоемов в регионе. Каким вам видится решение этой острой гидрологической проблемы в контексте планов строительства Рогунской ГЭС Таджикистаном или Камбаратинской ГЭС Кыргызстаном?

— Как специалист по водным ресурсам полностью поддерживаю официальную позицию Узбекистана по этой проблеме. По роду деятельности мне приходилось выступать на международных и региональных мероприятиях, посвященных этой проблеме. Водные ресурсы в регионе весьма ограничены, и эту аксиому нет необходимости доказывать. Узбекистан является членом двух известных международных конвенций по использованию водных ресурсов, и позиция Узбекистана в этом незыблема. Это разумное и рациональное использование имеющихся водных ресурсов, не наносящее вреда другим странам в регионе.

Строительство Рогунской ГЭС - Sputnik Узбекистан
Аналитика
Рогунская ГЭС: великий водораздел
Крупные проекты, о которых вы говорили, конечно, будут влиять на сегодняшнюю ситуацию. Здесь нужны комплексный и взвешенный подход и соответствующая экспертиза этих проектов. В Узбекистане начаты полномасштабные мероприятия по рациональному использованию водных ресурсов, активно внедряются водосберегающие технологии при орошении сельскохозяйственных земель, делается акцент на выращивании менее влагоемких сельскохозяйственных растений и многое другое.

В целом проблема рационального и экономного использования водных ресурсов для Центрально-Азиатского региона имеет огромное, если не сказать решающее значения для экономического развития наших государств. Эти вопросы также определены как приоритетные задачи в программе партии СДП "Адолат", и мы в дальнейшем будем активно продвигать реализацию этих задач.

— Ваша партия активно продвигает программу развития альтернативных источников энергии, инновационных технологий в этой сфере. В частности, в последнее время в республике активно стали применяться солнечные батареи, также совершенствуются технологии обработки традиционных видов топлива для снижения уровня загрязнения окружающей среды и для повышения эффективности. В каком направлении вы планируете развивать этот сектор, учитывая высокую себестоимость подобных высокотехнологичных проектов и довольно долгую их окупаемость?

— В отличие от своих политических оппонентов, мы считаем, что будущее Узбекистана — за инновационной экономикой. Новая экономика и новые технологии, основанные на модернизации, выдвигают задачу вложения инвестиций в человека и в социальную сферу.

Как утверждают специалисты, анализируя и обобщая международный опыт, инновации и инновационная деятельность играют главную роль в обеспечении устойчивости динамичного экономического развития. Ибо только инновационная деятельность является важным фактором непрерывного технического и технологического обновления производства, создания предприятий, основывающихся на современных технологиях, рациональном использовании природных ресурсов, освоения выпуска конкурентоспособной продукции, реализации товаров и услуг на мировой рынок.

Общество
В Узбекистане установят свыше 400 мобильных солнечных станций
Мы, как сторонники широкого внедрения в экономику новых энергосберегающих технологий, поставили перед собой цель еще более активизировать действия в данном направлении. Используя накопленный за прошедший период опыт, мы будем решительно отстаивать создание механизмов, стимулирующих экономию энергозатрат, вести среди населения работу по разъяснению и пропаганде бережного использования энергетических ресурсов.

Одновременно в центре нашего внимания будут вопросы широкого использования в жилищно-коммунальной и бытовой сферах солнечной энергии и других альтернативных источников. С этой целью мы предлагаем разработать и принять законодательные акты по использованию альтернативных источников, в том числе солнечной энергии, утвердить необходимые стандарты и нормы, принять специальную программу по внедрению и стимулированию альтернативной энергетики.

Да, вы правы, технологии по производству возобновляемых источников энергии пока что недешевые. Однако мы считаем, что будущее за альтернативной энергетикой. Наметилась тенденция, что с каждым годом стоимость таких технологий дешевеет, это дает нам надежду на широкое развитие данной отрасли в будущем. Во-вторых, за последние 15-20 лет во всех развитых странах мира в решении глобальных проблем по энергетике и экологии значительная роль отводится использованию возобновляемых источников энергии. Для нашей республики с ее благоприятными природными условиями использование альтернативных источников энергии актуально также с позиций экономии традиционных ресурсов и улучшения социально-бытовых условий населения.

В дальнейшем мы будем продвигать вопросы установки альтернативных источников энергии в строящихся новых домах по типовым проектам в сельской местности и социальных объектах (детских садах, колледжах, лицеях, сельских врачебных пунктах, поликлиниках, родильных домах) и укрепления правовой базы в этом направлении.

— Среди приоритетных задач, указанных в программе партии "Адолат", — повышение эффективности правоохранительных органов, контроль деятельности силовых и судебных структур, а также борьба с коррупцией. Совсем недавно были приняты законы "Об органах внутренних дел", также обсуждается закон о парламентском контроле и о противодействии коррупции, внесены изменения и в некоторые положения о деятельности судов. Считаете ли вы эти меры достаточными и эффективными, или необходимы дополнительные преобразования в сфере защиты прав и интересов граждан?

— К сведению, закон "О противодействии коррупции" пока еще не принят и находится на стадии обсуждения в Законодательной палате Олий Мажлиса.

Мы считаем, что без сильной судебно-правовой системы невозможно осуществить защиту прав и интересов граждан, которые считаются высшей ценностью. За истекшие годы в стране проведена последовательная работа по кардинальному реформированию судебно-правовой системы, укреплению независимости и самостоятельности судов как независимой, самостоятельной ветви власти, обеспечению верховенства закона, надежной защиты прав и свобод человека.

Поддерживая реформы, осуществленные в этой сфере, мы считаем, что эти меры недостаточны для формирования надежной и справедливой судебной системы. В этой связи мы будем инициировать и поддерживать законы, направленные на дальнейшее реформирование судебно-правовой системы, укрепление независимости и самостоятельности судов, их авторитета, справедливости и состязательности в судебном процессе и судопроизводстве.

Заседание Сената республики Узбекистан - Sputnik Узбекистан
Сенат утвердил закон о парламентском контроле и расследовании
Мы выступаем за дальнейшее расширение применения института "Хабеас корпус", усиление судебного контроля на стадиях дознания и предварительного следствия. Мы считаем, что обеспечение объективности, справедливости, доступности суда для любого гражданина, расширение сферы судебной защиты — важнейшие направления демократизации судебно-правовой сферы. Мы предлагаем реализовать меры, направленные на дальнейшее институциональное развитие судебной системы, ее организационно-кадровое и процессуальное укрепление, обеспечение стабильности принимаемых судами решений.

Мы также придаем важное значение вопросам усиления принципов открытости и гласности в деятельности судов, обеспечения равенства прав сторон судебного процесса, повышения ответственности судей, укрепления материально-технической базы судов, широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в их деятельность, четкого определения механизмов доступа к информации, связанной с деятельностью судов.

— Среди социальных задач, указанных в программе партии, есть вопрос увеличения жилищного строительства, в том числе для работников бюджетной сферы. За счет каких источников планируется реализация этой программы и есть ли уже разработанный механизм ее внедрения?

Коттеджи по типовым проектам - Sputnik Узбекистан
Экономика
Узбекистан направит почти $700 млн на строительство сельского жилья
— Да, в программе партии среди социальных задач уделено внимание вопросам развития жилищного строительства. При этом основной акцент сделан на расширение масштабов строительства жилья для работников бюджетной сферы за счет внебюджетных источников и введения адресных субсидии на приобретение жилья работникам бюджетной сферы. С 2005 года в соответствии с постановлением президента Республики Узбекистан для развития жилищного строительства в городах и сельских территориях внедрена система долгосрочного льготного ипотечного кредитования. За счет реализации данной программы за последние пять лет в Узбекистане построено более 50 тысяч единиц современного и типового жилья.

Мы поддерживаем дальнейшее развитие такого строительства и предлагаем усовершенствовать процесс ипотечного кредитования для покупки и строительства жилья, оптимизацию процентных ставок не только для молодых семей, военнослужащих, но и для работников бюджетной сферы.

— В каких сферах, на ваш взгляд, необходимо активизировать сотрудничество Узбекистана и РФ?

— Прежде всего, необходимо отметить, что в области внешней политики нашей главной задачей является дальнейшее углубление интеграции Узбекистана в мировое сообщество, развитие двусторонних и многосторонних отношений нашей страны на основании Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан, принятой в 2012 году.

Мы и в дальнейшем будем повышать престиж нашего государства на мировой арене, не допустим вступления в различные военные блоки и коалиции, будем укреплять политические, экономические, гуманитарные связи Узбекистана с зарубежными государствами, в том числе с Российской Федерацией.

Мы считаем, что наряду с другими странами СНГ сотрудничество с РФ является одним из приоритетных направлений внешней политики Узбекистана. Мы выступаем за дальнейшее динамичное развитие торгово-экономических, культурно-гуманитарных, научно-интеллектуальных связей между двумя странами. Сегодня Россия — крупнейший торговый партнер нашей страны, и мы считаем, что она и впредь должна оставаться нашим основным торгово-экономическим союзником.

— За счет чего, на ваш взгляд, можно решить вопрос трудоустройства граждан Узбекистана, ныне работающих за рубежом? Есть ли у вас отдельная программа по решению миграционной проблемы?

Рабочий на строительстве жилого комплекса - Sputnik Узбекистан
Миграция
Трудовые мигранты Узбекистана: долгая дорога домой
— Вопросы обеспечения занятости населения являются одним из приоритетных направлений государственной политики страны. Законодательной палатой Олий Мажлиса ежегодно рассматривается и утверждается Государственная программа по обеспечению занятости населения, вносимая правительством. И в течение года осуществляется парламентский контроль за ее исполнением. Именно в эти дни во фракциях и комитетах палаты рассматривается проект Госпрограммы на 2017 год, согласно которой в следующем году предусмотрено создание порядка 150 тысяч рабочих мест для лиц, ныне работающих за рубежом, путем выделения им кредитов для развития малого бизнеса и частного предпринимательства, привлечения к работам, которые не требуют специальной квалификации, а также предоставления им земельных участков. Но этих рабочих мест, на наш взгляд, недостаточно. В целом проблему надо решать поэтапно, начиная с подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.

В соответствии с предвыборной платформой нашей партии предусмотрены меры, направленные на инициирование законов, по обеспечению трудоустройства, обучению и переквалификации граждан. То есть мы сторонники, наряду с принятием нормативных актов, решения проблем трудоустройства путем укрепления связи профессионального образования с рынком труда. Поэтому мы предлагаем разработать целевые программы обеспечения доступности качественного образования, направленные на поэтапный пересмотр направлений специальностей среднего специального профессионального образования в соответствии с перспективными потребностями в кадрах. В частности, необходимо последовательное сокращение направлений гуманитарного образования и соответственно расширение подготовки специалистов для сферы услуг, аграрного сектора, производственной сферы, жилищно-коммунального хозяйства.

— Каким вам видится решение вопросов безопасности в регионе, учитывая серьезные внешние угрозы со стороны «Исламского государства», международного терроризма, а также из-за напряженности в Афганистане?

— Республика Узбекистан с первых лет независимости занимает твердую позицию в вопросах борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом, укрепляет свои позиции в деле обеспечения мира и стабильности. Узбекистан неоднократно отмечал необходимость усиления сотрудничества в борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом в мировом масштабе. Наша страна ратифицировала все 14 международных конвенций и протоколов, принятых Советом Безопасности ООН в рамках борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом. При этом Узбекистан не только присоединился к этим документам, имплементировав их основные положения в национальное законодательство, но и создал государственные и общественные структуры по их реализации.

Политолог Андраник Мигранян, архивное фото - Sputnik Узбекистан
Мигранян: терроризм угрожает не только Центральной Азии
Для обеспечения национальной безопасности сформирована надежная законодательная база в сфере борьбы с терроризмом, состоящая из Уголовного кодекса, Кодекса об административной ответственности, законов "О борьбе с терроризмом", "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма" и других нормативно-правовых актов. Так, принятый еще в 2000 году и усовершенствованный в дальнейшем закон "О борьбе с терроризмом" определил круг государственных органов, призванных осуществлять контртеррористические меры и их полномочия по обеспечению безопасности и стабильности в стране.

В будущем, во-первых, мы будем уделять особое внимание усилению принимаемых мер по профилактике терроризма путем воспитания подрастающего поколения в духе миролюбия и толерантности. Конечно, большое значение в этом плане имеет такой уникальный институт самоуправления граждан, как махалля, и мы будем всячески поощрять их усилия, направленные на искоренение идей нетерпимости и экстремизма в сознании молодежи.

Во-вторых, придерживаясь принципа сотрудничества в реализации стратегии борьбы с экстремизмом и терроризмом, мы будем стремиться к установлению долгосрочных отношений со всеми заинтересованными государствами, поскольку терроризм и экстремизм в любых их проявлениях все больше угрожают безопасности многих стран, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери.

— Как вы планируете выстроить свою предвыборную агитацию: в каком формате проводить встречи с избирателями, как доводить до них свои идеи и предложения, в каком формате выстраивать диалог или дискутировать с оппонентами?

— В предвыборной кампании будет активно задействован исполнительный аппарат партии, депутаты всех уровней и наши сторонники. Как было уже сказано, в соответствии с национальным законодательством и решением ЦИК всем кандидатам представлены равные условия для предвыборной агитации.

Кандидаты на пост президента Узбекистана - Sputnik Узбекистан
Инфографика
Кто претендует на пост президента Узбекистана
Мы сейчас подготовили программу действий, в которой отражены все возможные, в том числе современные виды агитации среди населения. Утверждены доверенные лица, усилиями которых подготовлен график проведения встреч с избирателями. При этом в первую очередь мы опираемся на свои первичные партийные организации на местах. Встречами кандидата и его уполномоченного представителя с избирателями будет охвачено максимально большое количество населения. Для пропаганды идей партии будут привлечены возможности Центрального, местного и коммерческого телевидения, а также радио и сети Интернета, а также других СМИ.

В заключение хочу поблагодарить вас за вопросы и проявленный интерес к выборам президента Республики Узбекистан.

Лента новостей
0