ТАШКЕНТ, 29 июн — Sputnik, Лев Рыжков. Корреспондент побывал на московской премьере "Турецкого седла", пообщался с его создателем и делится впечатлениями.
Кино из подполья
Сначала, просто для понимания, объясню смысл специальных показов российского кино. Дело в том, что оригинальное, авторское кино в России находится в загоне. Где-то в глубоком подполье. Кинопроцесс идет, но зритель его результатов в основном не видит. Прокат, по всем канонам конспирологии, контролирует очень замкнутая каста. И попасть в репертуар кинотеатров для российского кинорежиссера — фантастика, похлеще "Звездных войн".
И вот мы подошли к смыслу показов российских фильмов в дни фестиваля. Это, в общем-то, для многих — единственный шанс явить свои произведения зрителю. И доказать прокатчикам, что не стоит ставить крест на российском авторском кинематографе. Что неправильно это.
Как купают в овациях
Зал Центрального Дома кино, где проходил показ, был полон. Практически набит битком. Я едва протиснулся на случайно высмотренное свободное место во втором ряду.
Когда фильм закончился, огромный зал, заполненный как профессиональными киношниками, так и кинокритиками, взорвался аплодисментами. Многие аплодировали стоя. В общем, не будет преувеличением сказать, что Разыкова искупали в овациях. И я тоже, не скрою, хлопал. Даже ладони чуть-чуть отбил.
А ведь в тот день я уже посмотрел два фильма. Первый — блокбастер — был ужасающим. Второй — чуть получше. А вот "Турецкое седло" оказалось прямо-таки шедевром авторской кухни среди общепита.
Мастерство розыгрыша
Немного о самом фильме. Начинается "Турецкое седло" со встречи красивой и надменной девушки и простоватого молодого паренька с модной стрижкой и живым, выразительным лицом. Из диалога понятно, что парня к девушке направил какой-то общий знакомый. Девушка, в свою очередь, паренька за что-то презирает. А что их объединило? Что свело? На тот момент я подумал, что девушка — допустим, звезда. А это ее телохранитель.
И вот они сидят в пустом кафе. Лишь за дальним столиком позвякивает ложкой в чашке какой-то лысый дед в старомодном костюме. Потом куда-то едут в автобусе. И автобус пустой. И там снова тот самый дед. А потом по улице идут. И снова дед за ними бредет.
И вот заходят парень с девушкой в подъезд. И снова появляется дед. И стоит у входа во двор. Смотрит внимательно на дверь, куда зашли. Странно все это как-то, согласитесь. Если этот немолодой мужчина только что в расфокусе работал массовкой, зачем акцентировать на нем внимание?
А тем временем кино меняет цвет, становится вдруг черно-белым. Молодые люди оказываются в некой квартире, где собралось много богемного вида людей, все трезвые. И какие-то странные. Один из них скармливает юноше с выразительным лицом какую-то таблетку. И вдруг становится понятно, что тут делают все эти люди! Они же порнофильм снимают! А мальчик, получается, дебютант.
Но нет. Главный герой фильма, оказывается, и есть вот этот вот немолодой, лысый мужчина.
В общем, уже в первых кадрах Юсуп Разыков блистательно разыграл профессионалов киноиндустрии при помощи очень изящного трюка-обманки.
Скажу сразу, что это — не единственный подобный розыгрыш. Сюрприз есть в каждом эпизоде. Абсолютно в каждом! И совершенно невозможно угадать, чем каждый из них закончится. А это — такой высший пилотаж, такая редкость по нынешним временам блокбастеров!
На общественных началах
В двух словах — суть дела. Главный герой — спецслужбист в отставке. Сейчас он работает охранником. Работа монотонная и скучная. А по бывшей работе ветеран, понятно, скучает. И ничего не может с собой поделать: следит за порядком на общественных началах, выслеживает всяких подозрительных типов. "Возьми себя в руки!" — говорят ему бывшие коллеги. Но куда там!
А социальная комедия приобретает обертона высокой, шекспировского накала, трагедии. И сыщик-общественник с неподвижным лицом Фантомаса фонтанирует эмоциями, как король Лир, никак не меньше.
В общем, "Турецкое седло" — очень необычный фильм, с сюрпризами, смысловыми ловушками, неожиданными поворотами. Фильм, под которым мог бы подписаться хоть сам Феллини. Так-то!
Привет всему миру
Потрясенные и приятно удивленные зрители по окончании просмотра столпились у выхода. Наперебой жали руки и благодарили актеров, которые приехали, кажется, в полном составе. Актерами оказались ребята из театрального вуза города Ярославль — все красивые и стильные. Стоял с букетом цветов совершенно счастливый Валерий Маслов.
А потом появился Юсуп Разыков. Ему жали руки, благодарили, обнимали и говорили комплименты. Конечно, автор этих строк тоже направился к виновнику торжества.
"Сценарий я написал из-за того, что познакомился с актером Валерием Масловым, — сказал Sputnik Разыков. — Он меня просто заворожил. И я посчитал просто необходимым сначала написать для него историю, а потом снять ее. Валерий показался мне уникальным и неразгаданным. Историю я придумывал почти пять лет".
В отличие от многих блокбастеров сегодняшнего дня, "Турецкое седло" не основано на реальных событиях.
Действительно, поющая арии молодежь в фильме есть. Также Юсуп Разыков прояснил таинственное название фильма.
"Турецкое седло" есть у каждого человека, — рассказал режиссер. — Это — часть мозга, в которой находится гипофиз. Обычно "седло" находится во внутримозговой жидкости — ликворе. Когда ликвор засыхает, начинаются мигрени, появляются расшатанность походки, астения. Этот синдром присущ в основном женщинам. Особенно тем, которые много рожали. Но и мужчинам тоже. В основном, тем, которые много думают и занимаются интеллектуальным трудом".
"Это, скорее, привет всему миру, — сказал Разыков. — Вы же сами видели, сколько в Москве нас, гастарбайтеров. Никакого смысла в эту сцену вкладывать не надо. Это просто наша сегодняшняя жизнь. Зайдите в любое кафе, и вы увидите, что в обслуге там — сплошная Азия. Актер, который играл Батырку, чистокровный казах".
Съемки фильма проходили 10 дней в Ярославле. Практически без денег, на энтузиазме.
"На самом деле, это — свобода, — заявил Юсуп Разыков. — Ты не зависишь практически ни от кого. Продюсеры ни на кого не давят, не влезают в монтаж. Хотя в своей творческой биографии я редко испытывал такое давление. Во-вторых, это определенный коммерческий азарт. Ведь картину надо продавать. И надо вернуть людям то, что они тебе дали на съемки. И, естественно, это новое ощущение себя в мире кино. Когда ты продюсируешь картину, отвечаешь за ее показы".
Сам Разыков и оператор работали совершенно бесплатно. Часть актеров тоже не получала денег. С камерой помогла одна белорусская компания. Техникой, оборудованием и автомобилями посодействовали ярославские кинематографисты.
"Турецкое седло" уже было представлено в этом году на фестивале "Кинотавр", на котором получило два диплома: от критиков и за лучшее музыкальное решение.
"Сейчас у нас есть приглашения примерно на десять фестивалей, — сказал Разыков. — И несколько предложений относительно проката".
Последняя новость совершенно замечательна. Ведь если разобраться, своим талантом Юсупу Разыкову, получается, все-таки удалось одержать победу. И если так будет продолжаться, то у хороших фильмов в России все-таки есть шанс найти зрителя.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.