Город непуганых Tico: журналист о путешествии из Ташкента в Бишкек

© Виктор Приходько Журналист Александр Связин, архивное фото
Журналист Александр Связин, архивное фото - Sputnik Узбекистан
Подписаться
Колумнист Sputnik Александр Связин поделился впечатлениями о своей поездке из столицы Узбекистана в столицу Кыргызстана

Взмах руки на обочине дороги — и вот уже пара Daewoo Tico стоит у твоих ног. Городом непуганых Tico называли Ташкент в начале двухтысячных. Этот недорогой малолитражный автомобиль производили в Узбекистане до 2004 года. Не сказать, что местные "корейца" любили, но с удовольствием его покупали. "На безрыбье и Tico рыба, не "Жигули" — да и ладно", — как бы оправдываясь, говорили водители.

Верблюд в Казахстане - Sputnik Узбекистан
Нешелковый путь из Москвы в Бухару: степь да степь кругом…
Мне срочно нужно добраться до Бишкека. Конечно, мир не перевернется, если я не проеду эти несколько сотен километров. Но в кармане лежит видеокассета с важной информацией, и ее ждут коллеги в столице Кыргызстана. Пикантность ситуации в том, что ехать из Узбекистана в Кыргызстан надо через Казахстан, а в постсоветский период эти страны долго самоутверждались тем, что не пускали на свою территорию машины соседей.

— На границу отвезешь? В Бишкек надо, — спрашиваю у тико-владельца через открытое окно.

— Садись, но, наверное, таможня ночью на замке.

Сажусь. Перешагиваешь порог, и ты уже в кресле, если конечно удается с первого раза правильно нагнуться. В целом не так уж и плохо, места для ног много. Но при этом остается ощущение, что любые кочки создают угрозу безопасности не только днищу автомобиля, но и лично тебе.

Может быть, поэтому Тico больше не выпускают.

Мгновенно оказываемся на окраине Ташкента, до границы совсем недалеко.

Казахстанско-узбекская граница - Sputnik Узбекистан
Нешелковый путь из Москвы в Бухару: ожидание и унижение
- Наши не пускают казахские и киргизские машины, казахи не пускают узбекские, дорога открыта только для китайцев и россиян, — эмоционально рассказывает таксист.

— Буду переходить границу пешком, — говорю я, — со стороны Казахстана должны стоять машины, они подхватят.

На пограничном переходе холодно и безлюдно. Узбекские таможенник и пограничник внимательно разглядывают мой паспорт, потом пересчитывают купюры. Таможенник, видимо, сводит баланс между декларацией, заполненной на въезде, и содержимым кошелька на выезде.

Делает недовольное лицо.

— Мало совсем потратил, мог бы и больше.

— Мог бы, да гостил у вас недолго.

— Давай блокнот твой посмотрим, что за записи, это чьи имена?— таможенник разглядывает неровные строчки: цифры, буквы, адреса и телефоны.

— Из Исламского движения Узбекистана или Хизб ут-Тахрир (террористические организации запрещенные в России) никого не знаешь?

— Нет, не знаю, — говорю, а что врать, правда ведь не знаю.

— Ну иди, счастливого пути, — отпускает меня восвояси узбекская земля голосом человека в зеленой фуражке.

Казахский Досым

Люди на рынке в Бухаре - Sputnik Узбекистан
Нешелковый путь из Москвы в Бухару: базар, вокзал, Россия
"Давай, давай, брат, садить, поехали со мной, машина новая", — наперебой зазывают казахстанские таксисты. На стоянке четыре машины: одна "убитая" Волга и видавшие виды "Жигули". А мне предстоит проехать еще 600 километров: Чимкент, Тараз, пару горных перевалов южного Казахстана, и все это ночью. Выбираю самый свежий на вид автомобиль — это "пятера". Ее хозяином оказался молодой парень по имени Досым, что на русский язык переводится как "друг".

— Машина доедет до Бишкека? В каком она состоянии?

— В отличном состоянии, как новая, свеженькая совсем, редко таксую, — отрапортовал Досым.

— Ну, поехали тогда.

Ночи на юге Казахстана стали холодными после того, как в горах выпал снег. На перевалах может быть гололед, но это ничего — машина вроде нормальная, водитель в себе уверен, на границе с Кыргызстаном только проверка документов. Думая об этом и раскачиваясь на горной дороге, я задремал.

Проснулся ровно через час от того, что стало подозрительно тихо. Что происходит? Осмотрелся. Машина стоит на обочине, голова водителя на руле, двигатель заглушен, фары выключены.

Бухара - Sputnik Узбекистан
Нешелковый путь из Москвы в Бухару: город-сказка, город-храм
- Досым, ты чего это, заснул?

— Да. И дальше не поеду, не могу, устал.

Мой приезд в столицу Кыргызстана и выполнение задания вдруг оказались под большим вопросом.

— Как же ты таксуешь, если так быстро устаешь за рулем?— спрашиваю водителя.

— Брат, прости, вторую ночь не сплю. Вчера таксовал, сегодня таксую, дома жена, ребенок маленький, деньги нужны. Прости, брат.

— Ладно, иди спать на заднее сидение, дальше сам поведу, — сказал я и подумал, что все же молодец Досым, остановился и честно признался, что больше не может крутить баранку. Лучше опоздать в Бишкек, чем оказаться под Камазом.

"Жигули" казахстанского таксиста оказались изрядно поюзанными. Я понял, почему в машине так хочется спать: на каждой кочке кузов раскачивался, как корабль по волнам, амортизаторы были полностью "убитыми". Приходилось вращать руль в разные стороны, чтобы удерживать машину на дороге. При этом педали люфтили, тормоз срабатывал с второго-третьего качка, а лысая резина таскала автомобиль даже на слегка мокром асфальте. На такой машине выходить в дорогу можно, только когда жизнь совсем не мила. Надеюсь, у Досыма не все так плохо. У меня уж точно.

В напряжении прошло несколько часов. Рассвет застал на границе с Кыргызстаном. Уже появились с обеих сторон дороги небольшие домики многочисленных деревень и аулов, на обочинах все чаще стали попадаться телеги запряженных лошадьми и дети гурьбой идущие в школу, как вдруг я увидел нечто странное. На обочине одиноко стоял кыргызский солдат в полной боевой экипировке: в бронежилете и каске, с сумками и подсумками, с гранатами и автоматом. Ночью его можно было принять за памятник воину Великой Отечественной. А сейчас видно — военнослужащий жив, да еще и нам с помощью автомата приказывает съехать на обочину. Съезжаю.

Пастух перегоняет стадо через дорогу - Sputnik Узбекистан
Нешелковый путь из Москвы в Бухару: Каракалпакия и орлы над оазисами
- Откройте багажник! — не поздоровавшись, приказал солдат. Проснувшийся и испуганный Досым побежал открывать.

— А что случилось, вы же не инспектор ГАИ, — поинтересовался я осторожно.

— Из тюрьмы, рядом, вооруженные заключенные сбежали. Армию подняли их ловить. Вы поезжайте, но будьте внимательны. Они где-то здесь, — закончил досмотр солдат.

Я огляделся по сторонам, увидев все те же гужевые повозки и детей, идущих в школу. Сказал Досыму, что теперь он рулит до Бишкека, и спокойно заснул. До города оставалось 20 километров.

Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.

Лента новостей
0