Взмах руки на обочине дороги — и вот уже пара Daewoo Tico стоит у твоих ног. Городом непуганых Tico называли Ташкент в начале двухтысячных. Этот недорогой малолитражный автомобиль производили в Узбекистане до 2004 года. Не сказать, что местные "корейца" любили, но с удовольствием его покупали. "На безрыбье и Tico рыба, не "Жигули" — да и ладно", — как бы оправдываясь, говорили водители.
— На границу отвезешь? В Бишкек надо, — спрашиваю у тико-владельца через открытое окно.
— Садись, но, наверное, таможня ночью на замке.
Сажусь. Перешагиваешь порог, и ты уже в кресле, если конечно удается с первого раза правильно нагнуться. В целом не так уж и плохо, места для ног много. Но при этом остается ощущение, что любые кочки создают угрозу безопасности не только днищу автомобиля, но и лично тебе.
Может быть, поэтому Тico больше не выпускают.
Мгновенно оказываемся на окраине Ташкента, до границы совсем недалеко.
— Буду переходить границу пешком, — говорю я, — со стороны Казахстана должны стоять машины, они подхватят.
На пограничном переходе холодно и безлюдно. Узбекские таможенник и пограничник внимательно разглядывают мой паспорт, потом пересчитывают купюры. Таможенник, видимо, сводит баланс между декларацией, заполненной на въезде, и содержимым кошелька на выезде.
Делает недовольное лицо.
— Мало совсем потратил, мог бы и больше.
— Мог бы, да гостил у вас недолго.
— Давай блокнот твой посмотрим, что за записи, это чьи имена?— таможенник разглядывает неровные строчки: цифры, буквы, адреса и телефоны.
— Из Исламского движения Узбекистана или Хизб ут-Тахрир (террористические организации запрещенные в России) никого не знаешь?
— Нет, не знаю, — говорю, а что врать, правда ведь не знаю.
— Ну иди, счастливого пути, — отпускает меня восвояси узбекская земля голосом человека в зеленой фуражке.
Казахский Досым
— Машина доедет до Бишкека? В каком она состоянии?
— В отличном состоянии, как новая, свеженькая совсем, редко таксую, — отрапортовал Досым.
— Ну, поехали тогда.
Ночи на юге Казахстана стали холодными после того, как в горах выпал снег. На перевалах может быть гололед, но это ничего — машина вроде нормальная, водитель в себе уверен, на границе с Кыргызстаном только проверка документов. Думая об этом и раскачиваясь на горной дороге, я задремал.
Проснулся ровно через час от того, что стало подозрительно тихо. Что происходит? Осмотрелся. Машина стоит на обочине, голова водителя на руле, двигатель заглушен, фары выключены.
— Да. И дальше не поеду, не могу, устал.
Мой приезд в столицу Кыргызстана и выполнение задания вдруг оказались под большим вопросом.
— Как же ты таксуешь, если так быстро устаешь за рулем?— спрашиваю водителя.
— Брат, прости, вторую ночь не сплю. Вчера таксовал, сегодня таксую, дома жена, ребенок маленький, деньги нужны. Прости, брат.
— Ладно, иди спать на заднее сидение, дальше сам поведу, — сказал я и подумал, что все же молодец Досым, остановился и честно признался, что больше не может крутить баранку. Лучше опоздать в Бишкек, чем оказаться под Камазом.
"Жигули" казахстанского таксиста оказались изрядно поюзанными. Я понял, почему в машине так хочется спать: на каждой кочке кузов раскачивался, как корабль по волнам, амортизаторы были полностью "убитыми". Приходилось вращать руль в разные стороны, чтобы удерживать машину на дороге. При этом педали люфтили, тормоз срабатывал с второго-третьего качка, а лысая резина таскала автомобиль даже на слегка мокром асфальте. На такой машине выходить в дорогу можно, только когда жизнь совсем не мила. Надеюсь, у Досыма не все так плохо. У меня уж точно.
В напряжении прошло несколько часов. Рассвет застал на границе с Кыргызстаном. Уже появились с обеих сторон дороги небольшие домики многочисленных деревень и аулов, на обочинах все чаще стали попадаться телеги запряженных лошадьми и дети гурьбой идущие в школу, как вдруг я увидел нечто странное. На обочине одиноко стоял кыргызский солдат в полной боевой экипировке: в бронежилете и каске, с сумками и подсумками, с гранатами и автоматом. Ночью его можно было принять за памятник воину Великой Отечественной. А сейчас видно — военнослужащий жив, да еще и нам с помощью автомата приказывает съехать на обочину. Съезжаю.
— А что случилось, вы же не инспектор ГАИ, — поинтересовался я осторожно.
— Из тюрьмы, рядом, вооруженные заключенные сбежали. Армию подняли их ловить. Вы поезжайте, но будьте внимательны. Они где-то здесь, — закончил досмотр солдат.
Я огляделся по сторонам, увидев все те же гужевые повозки и детей, идущих в школу. Сказал Досыму, что теперь он рулит до Бишкека, и спокойно заснул. До города оставалось 20 километров.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.