Не только Олимпиада: чего ожидать от визита Мирзиёева и Путина в Пекин – видео

Подписаться
Какие деловые вопросы обсуждали лидеры стран и как меняется взаимодействие Китая и России со странами Центральной Азии, объясняет эксперт.
Шавкат Мирзиёев и Владимир Путин посетили Пекин для участия в открытии зимней Олимпиады и обсуждения деловых вопросов. Перспективы развития отношений Узбекистана с двумя главными торговыми партнерами оценил директор ИСАА МГУ, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Маслов.
Когда Россия, Китай и Центральная Азия (ЦА) могут перейти на расчеты в нацвалюте? Почему Россия впервые сместила Китай с первого места во внешней торговле Узбекистана? Что изменилось в отношениях Узбекистана и Китая за время пандемии? Ответы – в интервью Sputnik.

Ташкент и Пекин

В рамках визита Шавката Мирзиёева в Пекин Узбекистан и Китай подписали Программу торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, рассчитанную на пять лет. По мнению Алексея Маслова, здесь показателен тот факт, что Китай готов вкладывать средства в развитие ж/д дорог, в том числе в строительство стратегически важных магистралей.

"Сегодня главное — это практическая реализация проекта железной дороги "Китай — Кыргызстан — Узбекистан". Она поможет расширить перевозки между странами", — напоминает экономист.

Также эксперт отмечает, что Узбекистан как участник инициативы "Один пояс — один путь" будет продолжать получать инвестиции из Китая. Сейчас это особенно важно для узбекского промышленного производства и создания новых рабочих мест в республике.

Москва и Пекин

Владимир Путин в ходе визита в Пекин заявил, что Россия и Китай будут расширять практику расчетов в национальных валютах и противостоять вместе санкциям. Кроме того, "Роснефть" подписала соглашение о поставке 100 млн тонн нефти в КНР.
Сегодня тема взаиморасчетов в национальных валютах особенно актуальна для Москвы и Пекина, а также для стран ЦА. По мнению профессора Маслова, главные изменения произошли не столько из-за пандемии, сколько из-за изменения ситуации вокруг Китая в целом. Это связано с тем, что торговля КНР и США остановилась, и Пекин переключил полностью свое внимание на экономическое партнерство с соседними странами.
Алексей Маслов уверен, что большинство стран Центральноазиатского региона, которые ведут торговые отношения с Китаем и Россией, также могут вслед за партнерами отказаться от доллара, если такое произойдет.

"Чем больше стран, в том числе Узбекистан, будут вовлечены в такие платежи через нацвалюты, тем дешевле и прозрачнее будет торговля", — поясняет профессор.

Россия и Узбекистан

Россия впервые сместила Китай с первого места во внешней торговле Узбекистана: в общем объеме внешнеторгового оборота республики доля России составила 17,9%. Китай с долей 17,7% переместился на вторую строчку.
Эксперт объяснил, почему так произошло и что означает "разворот" России на Восток для Узбекистана. Как считает Маслов, у России заметно меняется система взаимодействия с Центральной Азией, в том числе с Узбекистаном.
В то же время, по словам экономиста, в России и Узбекистане к управлению процессами как на уровне министерств, так и в области частного бизнеса приходит новое поколение специалистов с прагматичным складом ума.

"Взаимодействие Москвы и Ташкента — это не только торговля. Странами восстанавливается ряд исторических связей. Россия принимает узбекских мигрантов. Государства ведут плотное сотрудничество в текстильной промышленности", — объясняет профессор.

В конце января (25 января 2022 г.) прошла онлайн-встреча лидеров стран ЦА и Китая. На ней Шавкат Мирзиёев инициировал разработку стратегии Нового экономического диалога Китая и пяти стран региона. Как это может повлиять на отношения Узбекистана и России, вы можете узнать из полной версии видеоинтервью с экспертом на YouTube-канале Sputnik Узбекистан.
Лента новостей
0