ТАШКЕНТ, 10 июн — Sputnik. Узбекский автопром за последние полгода подвергся таким испытаниям, которых у него не было в течение предыдущих 25 лет. С приходом нового главы государства косная машина отечественной автомобильной промышленности стала медленно, но верно выруливать на дорогу, ведущую к клиенту.
"Шапошный" разбор
Сегодня, пожалуй, нет лучшего слова, которое бы характеризовало предыдущий этап развития узбекской автомобильной промышленности, чем так называемая "шапка". Вы думали, что лучше всего свои авто умеют продавать немцы и японцы? А нет, лучшие в этом деле как раз узбеки. В доказательство мы провели простой эксперимент, объяснив нескольким иностранцам, как в Узбекистане умеют продавать свои автомобили, и сказать, что те были в шоке, значит вообще ничего не сказать.
Честно говоря, они сначала подумали, что мы шутим, когда сказали, что клиенты доплачивают продавцам "шапку" — своеобразную взятку в долларах, чтобы получить контракт на приобретение автомобиля. В других странах дилеры сами предлагают различные скидки и опции, чтобы клиенты только забрали их авто, у нас же все наоборот. Но давайте по порядку.
Это происходит из-за драконовских таможенных пошлин, установленных на ввоз иностранных авто. В последние годы, правда, это дело сдвинулось с мертвой точки, правительство пересмотрело ставки в отношении российских и украинских машин, однако, даже несмотря на это, они остались дороже отечественных марок.
В результате автопром, оставшийся без конкуренции, стал откровенно наглеть. Ведь зачем заботиться о качестве продукции, слушать клиентов, если они и так к вам придут, идти-то по сути больше некуда. Поэтому автомобилестроители бросились упрочнять свое положение на рынке откровенно дискриминационными методами — ввели 85% предоплату по контрактам. При этом поставка авто могла затягиваться на долгие месяцы, многие покупатели ждали свои авто больше года.
Семь кругов ада
Для того чтобы приобрести машину, человеку приходилось пройти несколько кругов ада. Сначала он должен был дождаться времени, когда в народ "выкинут контракты", то есть автосалоны будут раздавать клиентам, желающим купить авто, договора. Обычно это происходило в течение двух — трех дней пару раз в год. И в это время все отечественные автосалоны превращались в Зимний дворец, осаждаемый солдатами и матросами. Люди ломали железные решетки, окна и двери, дрались друг с другом, образовывалась давка — и все это ради заветного контракта.
Если кто-то не смог получить заветный контракт, а таких было большинство, так как их выбрасывалось не так много, всегда можно было найти ловкого сотрудника автосалона, который за "шапку" в 400-2000 долларов мог организовать контракт и проследить, чтобы машину доставили не за 12 месяцев, а всего за 2-3. При этом покупатель не мог выбрать цвет и комплектацию авто, а, как говорится, брал то, что давали.
Схема тут была вполне себе "узбекская" — люди брали валюту на черном рынке по базарному курсу, который в несколько раз больше официального, затем несли их в банки и сдавали уже по официальному курсу. Здесь их заставляли покупать специальные пластиковые карточки, причем опять в валюте, куда зачислялись деньги на покупку авто, и "счастливый" покупатель с ней отправлялся в автосалон, где с нее оплачивал свою покупку. При этом карточка была необходима только для этого одноразового платежа, затем ее можно было просто выбросить. А эмитировали их всего два уполномоченных банка.
Такая система просуществовала довольно долго, но люди — надо им отдать должное — постепенно расшатывали ее устои. Сначала автопром пошел на уступки и запустил очередь для юридических лиц, покупающих авто. Правда, и там все быстро как-то стало странно "попахивать", люди писали жалобы, что стоят в ней больше года и не могут "вытащить" свой автомобиль из салона. Сказывалась отсутствие какой-либо прозрачности в ее формировании, поэтому дилеры опять могли спокойно заниматься "шапками".
Счастье наступило?
Будущее отечественного автопрома наступило, правда, не такое, которое все хотели. Действительно, все авто стали продавать за сумы, но вот повышение их стоимости на 30% как-то сразу отбило желание бросаться в автосалоны за контрактами. Опрошенные корреспондентами Sputnik эксперты отметили, что в стоимость покупки была заложена как инфляция, так и то, что теперь авто можно приобрести при помощи простой пластиковой сумовой карты, а это значит неизбежное обналичивание на одном из этапов.
Инструкция для применения
Единственная отрада для покупателя — это новый порядок приобретения авто, который в перспективе станет максимально прозрачным. Даже сейчас уже есть огромные сдвиги. Так, например, GM Uzbekistan впервые в своей истории стала публиковать на сайте ежедневный список автосалонов с точным указанием количества автомобилей, которые они продают.
Клиенту теперь необходимо просто прийти в один из салонов с паспортом и ИНН, где дилер должен в обязательном порядке зарегистрировать его на специальном портале, поставив в своеобразную электронную очередь. При этом клиенту выдадут уникальный идентификационный номер. После этого ему придется дождаться своей очереди на заключение контракта.
С октября этого года можно также будет подать заявку на покупку авто через интернет. Для этого клиенту необходимо будет авторизоваться на портале GM Uzbekistan путем ввода запрашиваемых и выбора предлагаемых сведений, ввести серию и номер своего паспорта, а также идентификационный номер налогоплательщика. Юридические лица должны будут использовать при авторизации электронную цифровую подпись.
Портал сгенерирует в автоматическом режиме уникальный идентификационный номер клиента и номер постановки в очередь на заключение договора. Затем в соответствии с очередностью, автоматически генерируемой порталом, дилер оповестит покупателя о возможности заключения договора.
Договор на покупку будет оформляться только с лицом, подавшим заявку. Форма договора будет сформирована в автоматическом режиме с присвоением уникального идентификационного номера и штрих-кода. Дилер распечатает ее и вручит клиенту. Одновременно сформируется и счет на оплату, с которым клиент отправится в банк.
Интересно, что теперь в положении о продаже авто четко прописано, что приобретать их можно наличными средствами, перечислением, а также впервые при помощи пластиковых сумовых карточек. И отказать в этом никто не имеет права.
Установлены и четкие сроки поставок. Так, например, авто, находящееся в наличии в автосалоне, должно быть передано клиенту после оплаты в течение одного дня, авто, собираемое методом промышленной сборки, — через 60 дней, методом крупноузловой сборки — 90 дней.
При нарушении сроков поставки дилер должен будет ответить по полной — вплоть до расторжения контракта с головной компанией.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.