Пора давить на газ: есть ли другие альтернативы бензину в Узбекистане?

Подписаться
Эксклюзив
Узбекистан импортировал бензина на 100 млн долларов в январе-августе 2021 года, что более чем втрое больше по сравнению с прошлым годом. В то же время страна массово переходит на газ и ждет запуска электромобилей. Что дальше и на чем будут ездить узбекистанцы завтра?
Какие альтернативы кроме газа в качестве моторного топлива есть у республики, стоит ли Узбекистану строить свои нефтеперерабатывающие заводы или легче вступить в ЕАЭС и получить доступ к дешевому российскому и казахстанскому сырью, корреспондент и ведущая Sputnik обсудила с вице-президентом Независимого топливного союза Дмитрием Гусевым.

Далеко ли Узбекистан уедет на бензине

Дмитрий Гусев считает, что строительство новых нефтеперерабатывающих заводов не имеет большого смысла. Перспективнее оптимизировать внутренний рынок в стране, увеличивая как количество заправочных станций, так и автотранспорта на газовом топливе.
Автозаправочная станция в Ташкенте - Sputnik Узбекистан, 1920, 05.10.2021
Что происходит с ценами и качеством бензина в Узбекистане – расследование депутата
Кроме того, важно увеличивать объемы электроэнергии и электротранспорта, который недорогой, технологичный и экологичный. Дмитрий Гусев напоминает, что троллейбусы уже более 80 лет благополучно функционируют во многих странах и неплохо зарекомендовали себя. Им на смену приходят электробусы, однако их повсеместное внедрение имеет свои трудности. Если увеличить количество электромобилей в городе, то увеличится нагрузка на сети, а они во многих странах СНГ не обновлялись с советских времен – на это будут нужны деньги. В дальней перспективе за новыми технологиями будущее, тем более, учитывая климат солнечного Узбекистана. Однако на ближайшее время не стоит ожидать технологических революций в транспортной индустрии.
"Важно исходить не только из принципа устойчивого развития, но и смотреть на экономическую эффективность. А действительность говорит, что надо пользоваться газом, бензином и дизельным топливом", — поясняет спикер.
По словам Гусева, если активно развивать сеть общественного транспорта, чтобы люди из одной точки в другу могли добраться с помощью автобусов, электробусов, поездов, метро, можно существенно повысить эффективность и снизить общее потребление топлива.

Решит ли ЕАЭС бензиновый вопрос в Узбекистане

Республика импортирует бензин в основном из России, Туркменистана и Казахстана. По мнению Гусева, вступление республики в Евразийский экономический союз напрямую не скажется на изменении закупочных цен на бензин для нее.
Бензин - Sputnik Узбекистан, 1920, 05.10.2021
Узбекистан увеличил импорт бензина в 3,2 раза
Эксперт рассказал, что вопросов с приобретением топлива у Узбекистана нет. Проблема у всех постсоветских государств одна – приходится субсидировать стоимость горючего, так или иначе покрывая разницу между рыночной и розничной ценой внутри страны.
"Все зависит от того, насколько республика готова сдерживать внутренние цены на бензин, тем самым субсидируя внутреннюю экономку", — объясняет эксперт.
Топливный рецепт для Узбекистана
Дмитрий Гусев предложил республике использовать российский опыт дифференцированного подхода к поддержке автовладельцев — адресные субсидии.
"Если, условно говоря, у вас мерседес, то вы покупаете топливо по 1,5 доллара за литр. А если вы малообеспеченный на малолитражке — то заправляетесь по той же цене, но половина стоимости вам возвращается кешбэком", — пояснил эксперт.
В Самарканде появилась станция для зарядки электрокаров - Sputnik Узбекистан, 1920, 13.09.2021
В Самарканде начали заряжать электрокары
По его словам, система адресных субсидий сегодня оптимальная мера, которая позволяет вычленить потребителей, действительно нуждающихся в поддержке государства, и тем самым вывести рынки на адекватный уровень устойчивого развития и энергоэффективности.
Полную версию интервью смотрите в нашем видео.
Лента новостей
0